Архипелаг НЕГУЛАГ: почему нужно не только сохранять, но и развивать Соловецкие острова. — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Июл 022021

Архипелаг НЕГУЛАГ: почему нужно не только сохранять, но и развивать Соловецкие острова.

Архипелаг НЕГУЛАГ: почему нужно не только сохранять, но и развивать Соловецкие острова.

Соловецкий архипелаг – четырежды памятник. Не зря он взят под охрану ЮНЕСКО. Во-первых, это место стоянок древних людей – археологи не раз находили тут свидетельства их пребывания. Во-вторых, здесь расположен уникальный Соловецкий монастырь, основанный еще в 15 веке. В третьих, национальным достоянием является сама северная природа – здесь потрясающие северные ландшафты, редкая флора и фауна. И, наконец, то, чем, печально прославились Соловки – в этих краях, среди всей этой красоты находился один из самых страшных гулаговских лагерей – Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН, символ массовых репрессий 30-х годов, где погибли не сотни – десятки тысяч ни в чем не повинных людей.


В 2018 году был основан Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага. Сохранять и развивать решили во всех четырех ипостасях. Фонду был «придан» главный архитектор – им стала сертифицированный реставратор, основатель РЕ-школы, эксперт ИКОМОС Наринэ Тютчева. Пожалуй, более удачной кандидатуры на эту должность трудно было придумать.

Недавно, в рамках АРХ Москвы Наринэ Тютчева представила свою концепцию обустройства Соловецких островов, которая предполагает помимо мемориальной зоны конкретные шаги по улучшению повседневной жизни на островах. 

Монастырь:

— Соловецкий архипелаг – это место пути, — говорит Наринэ Тютчева.- Вначале это был путь древних народов – здесь до сих пор находят языческие капища. Потом Соловки были открыты как часть Северного морского пути – это была такая своеобразная Северная Фиваида.

Наконец, эти отдаленные северные места стали прибежищем для пустынножителей Зосимы и Савватия, основавших здесь обитель, известную сегодня как Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь. Случилось это в 1429-м году.

— Север в давние времена был и местом страхов, — размышляет Наринэ Тютчева.- Эти страхи нужно было развеять и освятить пустынные территории, простирающиеся до Белого моря. Освоение этих Богом забытых земель началось именно с приходом сюда монашеской братии.

Именно вокруг монастыря и протекала дальнейшая жизнь на Соловках. Руками монахов и трудников был создан уникальный Соловецкий ландшафт – каменистую почву, в основном, состоящую из валунов, они превращали в плодородный слой, на котором выращивались различные сельхозкультуры. Постепенно монастырь становился богатой вотчиной с большим количеством подворий.

 Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

Именно тогда для отражения врагов была построена знаменитая валунная крепость. Как слабыми человеческими силами, без участия каких-либо механизмов, можно было двигать огромные валуны, да еще и поднимать их на нужную высоту  – до сих пор остается загадкой. Монастырские стены сложены из необработанных валунов весом до 25 тонн! Беспрецедентная история с точки зрения технологий.

Но и это еще не все. На архипелаге была создана так называемая Святозерская озерно-канальная система, предназначенная для соединения всего водного бассейна архипелага в одно целое.

На Большом Соловецком острове находится около 600 озёр, каждое из которых располагается на своей высоте над уровнем моря. Монахи монастыря в течение нескольких веков прокладывали каналы, соединяющие эти озера. Кроме того, с помощью каналов осушались заболоченные участки местности. Большую работу проделали послушники Исааковской пустыни и Савватьевского скита, которые с помощью сложных канальных систем сумели осушить колоссальные территории острова и превратить их в пригодные для хозяйства земли.

Святозерская канальная система была сделана еще и  с учётом регулирования схода воды в озёрах — здесь предусмотрительно расположен ряд водозапорных дамб и шлюзов. Со временем, в ходе постоянного расширения и углубления каналы превратились в  судоходные.

-…Наше увлечение Соловками началось в 2015 году, когда мы вместе со студентами школы МАРШ сделали проект «Соловки. Сакральная история», — продолжает Наринэ Тютчева. – Именно эта работа оказала огромное влияние на те события, которые произошли дальше. А дальше началась эпопея по развитию Музея-заповедника Соловецкого архипелага. Параллельно, в помощь, в 2018 году, был создан Фонд сохранения и развития Соловков. 

Поселок:

На своем веку монастырь успел побывать Школой юнг (во время второй мировой войны), базой военно-морского флота (в послевоенное время), военной базой. Он горел в 1923-м. Вынужден был обороняться в эпоху насаждения новой веры, в пику старообрядчеству. Наконец, в 1974-м здесь создается Соловецкий государственный историко-архивный музей-заповедник, и с этого времени работа с монастырем приобретает вектор изучения, осознания, восстановления.

В 1991-м монастырский комплекс вернули церкви, а затем Соловки стали объектом ЮНЕСКО. Значение Соловков было признано на мировом уровне.

 На архипелаге все слилось в единый конгломерат: монахи, заключенные, историки, архитекторы, наконец, туристы. Для архитекторов, планировщиков очень важно было выявить точку оценки – «печку», от которой плясать.

В процессе исследования, по словам Наринэ Тютчевой, стало понятно, что здесь надо сохранять не здание, не какой-то природный объект, а пространственный сюжет, обладающий ценными визуальными качествами.

— Сначала мы выстроили визуальные пути и разобрали их на бассейны видимости, — погружает в детали проекта его автор. – Затем выбрали четыре группы пользователей: монашеская община, гости, жители, органы управления. Попытались понять, каковы общие цели и ценности этих четырех групп. Стало понятно, что эта общая цель – сохранение объектов Всемирного наследия.

Рассуждая о Соловецком архипелаге, некоторые забывают, что архипелаг – это еще и поселок Соловецкий, где люди до сих пор живут в домах барачного типа, хозпомещениях, оставшихся от лагеря. Поселение нуждается в развитии, обновлении.

Именно поэтому Наринэ назвала свою лекцию на АРХ Москве «Архипелаг НЕГУЛАГ».

 Поселок Соловецкий 

— С одной стороны, Соловки — это страница истории, которую ни в коем случае нельзя забывать, — обозначает свою позицию архитектор. — До сих пор нет точных данных о числе погибших в СЛОНе. Многие узники лагеря, по некоторым данным, были расстреляна на Бутовском полигоне, кто-то – просто бесследно исчез.

— Но с другой, — считает Наринэ Тютчева, — нельзя погрязать в этой части нашего прошлого здесь, на Соловках. Мы должны постараться жить счастливо и свободно на этой земле. И развивать этот анклав.

Именно поэтому недавно был проведен Открытый всероссийский архитектурный конкурс на разработку концепции жилой многоквартирной застройки в поселке Соловецкий. По итогам конкурса было отобрано 9 финалистов, которые предложили оптимальные архитектурные и строительные решения, адаптированные к местной специфике.

Перед этим участники конкурса изучали типы застройки, характерные для Соловецкого архипелага, пытались выявить архетипичные черты территории.

Вхождение команды архитекторов в этот проект начиналось с попытки понять: есть ли какая-то сакральность в схеме построения поселка. Ведь целых 500 лет на территории архипелага был монастырь. Потом началась мирская жизнь, но ей пришлось развиваться в парадигме лагеря, который здесь к тому времени уже находился.

— Чем отличается сакральное отношение к месту и гражданское, мирское? – задается вопросом Наринэ Тютчева. И сама себе отвечает: — Сакральный диалог с пространством – это разговор с вечностью. В противоположность ему, мирское отношение к пространству – это присвоение, освоение. Но и тем, и другим занимаются люди. Эти миры взаимопроникают друг в друга, и это взаимодействие должно быть бесконфликтным.

— Мы были потрясены когда поняли одну закономерность: все храмы на островах расположены с Севера на Юг и смотрят на Иерусалим. Вряд ли это случайность. Другое дело, как людям 15 века удалось это сделать? Здесь таится какая-то загадка, — замечает Наринэ Тютчева. – Конечно, есть вероятность, что это получилось случайно. Но эта вероятность очень мала.

Любопытно, что большевики, очевидно, тоже кое-что смыслили в сакральности. Именно на оси храмов был построен первый барачный городок Соловецкого лагеря особого назначения СЛОН. И это, по мнению Наринэ Тютчевой, важный шаг десакрализации пространства. 

Лагерь:

И все-таки от печальной страницы Соловков никуда не уйти. 20 век стал самой трагической страницей истории архипелага и монастыря.

Перед тем, как приступить к проекту преобразования архипелага, команда  из архитекторов, реставраторов, историков, студентов архитектурных вузов провела  основательное исследование территории. Было решено разделить ее на зоны – и четко отделить зону развития (ремонт и новое строительство) и зону сохранения (мемориальную).

— Мы до сих пор находим останки жертв этой «мясорубки», — не скрывает Наринэ Тютчева. — Недавно на Троицком скиту было обнаружено захоронение с простреленными черепами.

Архитекторы решили следовать сакральным меткам, заложенным первыми строителями.

 Памятный знак в поселке Соловецкий

— На Соловках никогда не было скудельницы – общего захоронения, — объясняет главный архитектор. – Мы решили сделать «точку памяти». Мемориальная зона будет располагаться в южной части поселка – там, где стояли бараки, в том числе, числился и так называемый «17 барак». На самом деле, никакого 17 барака не существовало. Их было всего 16. 17-м называли место за кладбищем, где расстреливали заключенных. По некоторым данным, здесь погибло от 13 до 30 тысяч человек. Здесь и планируется создать  скудельницу. Она будет представлять собой сруб, куда люди будут символически приносить камни – это должно стать своеобразным ритуалом памяти, поминовения.

В мемориальную зон будет входить и Музей креста. Дело в том, что Соловецкие острова издавна известны искусными мастерами-резчиками — здесь делали уникальные кресты из дерева. Старинные кресты и изделия современных мастеров будут собраны в этом музее.

— Пока мы не отдадим дань всем погибшим, мы не ощутим под ногами твердую почву, — считает Наринэ Тютчева.

Бесплатный труд заключенных, за пайку хлеба и миску баланды,  тоже был придуман здесь, на Соловках.

— …В итоге, труд был некачественным, непрофессиональным, непродуктивным, а зачастую, по воле лагерных властей, просто мученическим, — говорит Наринэ Тютчева. — Недавно услышала, что заключенных хотят привлечь к работе в строительной сфере. Знаете, меня просто оторопь взяла, — признается главный архитектор. – Вроде бы мы выучили все уроки ГУЛАГА. Видимо, все, да не все. 

Что такое цивилизационный шум, и как с ним бороться

Итак, работа по сохранению и развитию Соловков началась.

С точки зрения архитектуры, первое и главное, что нужно будет сделать – сохранить иконическую Бухту благополучия. Этот классический вид, который открывается на Соловецкий монастырь с воды.

— Размышляя о визуальной ценности объекта, в целом, мы столкнулись с проблемой «цивилизационного шума». Есть ряд современных построек, которые негативно влияют на восприятие сюжета, в целом. Мы сделали ландшафтную визуализацию. И теперь можем судить о компонентах, которые формируют этот «шум», — размышляет Наринэ Тютчеа. – Когда человек приезжает на архипелаг, он оказывается почти в привычной обстановке – какие-то сельские магазинчики, будки, полуразвалившиеся  строения, разбитая дорога – все это мешает целостному восприятию образа. Потому что Соловки – это необычное место. И хочется, чтобы люди, только ступив на эту землю, сразу же это почувствовали.…

Соловки – престол божий, и на любом месте здесь можно совершать литургию, — считает Наринэ Тютчева. 

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

(подготовлено по материалам лекции Наринэ Тютчевой на выставке АРХ Москва)


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *