Павел Гуштюк, директор по цифровым продуктам группы «Самолет»
Если компания хочет цифровизироваться, она должна задумываться не только об IT-продуктах, но в принципе о своей организационной структуре. Второй важный момент цифровизации – это глубокая интеграция IT- специалистов во все структуры предприятия. Только в таком формате застройщик может получить реальный эффект, и самое главное, будет понимать, какие IT-продукты ему действительно необходимо разрабатывать. При проектном управлении, каскадной разработке в отчетах можно будет поставить галочки, но по факту глубокой интеграции не получится.
Основная задача цифровизации – создать единый продукт бизнеса и цифры. Начинать надо с гигиенического минимума – наведения порядка в компании: повышения операционной эффективности, прозрачности, и лишь потом выходить на улучшение клиентского опыта и создание новых бизнес-моделей. Потому что очень сложно их создавать, когда у вас на предприятии хаос.
Если у девелопера в использовании вообще нет цифровых продуктов, в первую очередь необходимо поставить финансово-учетную систему и систему контроля продаж. Без этих продуктов работа девелоперских компаний сегодня выглядит странно. Если же на предприятии уже есть базовые продукты, внедрение автоматизации помогает понять, знает ли руководитель все бизнес-процессы, и насколько хорошо они отстроены.
Когда компания начинает расти, ее персонал составляет сотни и тысячи человек, всегда возникают неучтенные бизнес-процессы. Их огромное количество, причем многие из них непонятно зачем существуют. Каждый человек приходит в компанию со своим опытом, и начинает делать вокруг себя субоптимизацию: создавать новые процессы, формы отчетности, замыкать на себя согласование каких-то этапов работ. С этим надо бороться.
Анализ любого производственного цикла на предприятии показывает, что он может состоять из нескольких (иногда даже сотен) этапов, в каждом из которых задействовано по 20-30 человек. Исправить это иногда помогает простой реинжиниринг процесса, а если к нему ты добавить автоматизацию, эффект закрепляется. Когда у вас процессы не описаны, не оцифрованы, нет соответствующих метрик, позволяющих увидеть все детали, говорить об эффективности этих процессов не приходится. Операционная эффективность – это важнейший этап развития предприятия, в котором руководителю нужно стать экспертом.
Дальше нужно думать о клиенте, не забывая при этом про внутренние процессы. Если вы красиво улыбаетесь в офисе продаж, а дальше работа с клиентом уходит во внутренний хаос процессов и отсутствие обратной связи, вряд ли ваш покупатель будет удовлетворен. А, поскольку все мы живем в цифровом мире, он начнет распространять негативную информацию о компании.
По материалам онлайн круглого стола «Цифровизация девелопмента. Кейсы самых инновационных застройщиков»