BIM – одна из самых популярных строительных компетенций в Ворлдскиллс — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Окт 132021

BIM – одна из самых популярных строительных компетенций в Ворлдскиллс

BIM – одна из самых популярных строительных компетенций в Ворлдскиллс

В Академии Ворлдскиллс Россия уже несколько лет в рамках правительственных программ реализуется повышение квалификации по обучению технологиям BIM (информационного моделирования зданий) для работающих в строительных и проектно-сметных организациях. Об этом заявила, отвечая на вопрос нашего корреспондента, директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская. Спрос на такие компетенции устойчивый. Она также выразила уверенность, что они будут скоро обязательными для ряда специалистов в качестве необходимого профессионального навыка.


Эта информация прозвучала в ходе прошедшего на днях онлайн-брифинга Светланы Крайчинской, посвященного участию АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в новом федеральном проекте «Содействие занятости» национального проекта «Демография». Между тем, по словам директора Академии Ворлдскиллс Россия, другие строительные специальности не так востребованы среди слушателей программ организации.

 

«Строительные специальности, как направление, указывают на классический дисбаланс между спросом и предложением, между готовностью людей обучаться профессиям и наличием вакансий, — подчеркнула Светлана Крайчинская. — С одной стороны, строительные компании выкладывают большое количество вакансий самых разных профилей, с другой стороны, спрос среди граждан на эти компетенции небольшой».

Как заявила Крайчинская, в большей степени граждане приходят на обучение строительным специальностям не для того, чтобы выйти на вакансию, а для того, чтобы стать самозанятым и потом вести самостоятельную профессиональную деятельность в составе бригад или брать определенные работы на подряд и выполнять их в формате отдельных заказов.

«Надо также отметить, что на строительных работах занято много мигрантов с невысокой зарплатой, а наши граждане не готовы работать при таком уровне дохода, — отметила она. — Вопрос нужно решать системно, в том числе и повышая оплату труда специалистам, которые подтвердили свою квалификацию».

 

В числе самых популярных специализаций — малярные и декоративные работы, сухое строительство и штукатурные работы, достаточно востребованы облицовка плиткой и кирпичная кладка. В меньшей степени — бетонные работы. Очень популярна сварка. В Академии есть целый комплекс программ по сварке, каждая из которых направлена на освоение определенного вида этих работ.

Строительными специальностями в ряде других компетенций можно овладеть, приняв участие в обучении по программам Ворлдскиллс, которое реализуется в рамках федерального проекта «Содействие занятости», являющегося частью нацпроекта «Демография».

Программу реализуют только три федеральных оператора, которые берут на себя ответственность за организацию и качество обучения. АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» является одним из них и имеет возможность организовывать обучение во всех регионах. «Мы работаем с сертифицированными нами центрами обучения, в основной массе это колледжи и техникумы», — подчеркнула Светлана Крайчинская.

 

В каждом регионе назначены региональные операторы, которые определяют, какие профессии и как востребованы. В разных субъектах РФ перечень востребованных профессий зависит от экономики региона, дефицита вакансий, запросов граждан и т.д. Такой перечень является основанием для записи на обучение, которую можно осуществить на всероссийском портале «Работа в России».

В этом году квоты на обучение повышенные, потому что за период пандемии, особенно в прошлом году, число безработных значительно выросло. Ставится задача обучить такое количество людей, которое помогло бы снизить напряженность на рынке труда, и вернуть значения по безработице к допандемийному уровню. Силами всех федеральных операторов будет обучено более 165 тысяч человек, в том числе Академией Ворлдскиллс Россия — более 56 тысяч.

В программу попали три больших группы участников. Первая – это граждане в возрасте 50+ и предпенсионеры (20%), вторая – женщины с детьми дошкольного возраста, которые не работают или находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (23%). Третья категория – ищущие работу и безработные (57%). Все они могут обучаться бесплатно за счет средств федерального бюджета.

У каждого региона есть своя квота, которую рассчитал Роструд РФ, исходя из ситуации на рынке, но часть регионов запрашивает дополнительные места, потому что понимает, что спрос выше. Программы Ворлдскиллс вызвали большой интерес, сейчас количество заявок составляет 151% от  квоты – более 85 тыс., и заявки продолжают прибывать. Но поскольку программа рассчитана до 2024 года, у Академии есть возможность удовлетворить их на следующий год.

Для обучения в рамках программы представлены 174 компетенции самых разных направлений. По каждой из них разработаны базовые эталонные программы обучения, чтобы человек, независимо от того, в каком регионе он обучается, получал стандартизированное качественное образование.

 

По словам Светланы Крайчинской, сегодня Ворлдскиллс Россия движется в сторону увеличения количества центров обучения. В Академии ставят перед собой задачу, чтобы в каждом более-менее крупном населенном пункте была возможность получить образование. За этот год количество центров обучения выросло примерно на треть.

Для отбора центров есть два ключевых критерия. Первый – это материально-техническая база. В каждом колледже должны быть организованы мастерские, лаборатории, где представлены полномасштабные рабочие места, оборудованные по мировым стандартам Ворлдскиллс, на которых может проходить обучение.

«Если это администрирование отеля – должна быть стойка-ресепшн, компьютер с необходимыми программами, часы, указывающие время в различных часовых поясах и т.д., — рассказала директор Академии Ворлдскиллс Россия. — В каждом колледже таких рабочих мест должно быть как минимум два. А группа обучающихся формируется исходя из количества рабочих мест».

Второй критерий – квалификация педагогических работников. Здесь делается ставка на преподавателей-мастеров производственного обучения, которые не только имеют педагогический опыт, но и прошли повышение квалификации в Академии Ворлдскиллс Россия, знакомы с ее стандартами и владеют соответствующей методикой. К сожалению, встречаются ситуации, когда человек может свободно провести лекцию, но не способен показать на современном оборудовании, как надо работать. Примерно 30% заявок на квалификационном отборе отклоняются.

При этом обучение в программе ориентировано преимущественно на практику. Примерно 70% времени – это выполнение работ и заданий в условиях, идентичных рабочему месту. Еще один важный момент — измерение результата.

«Все наши программы завершаются демонстрационным экзаменом, где слушатели получают практическое задание, которое они должны выполнить в реальных условиях на глазах у эксперта, оценивающего уровень владения профессиональными навыками, — завила Светлана Крайчинская. — На выходе выпускники получают не только документ о квалификации по завершенной программе, но еще и Скиллс-паспорт».

Этот документ (Скиллс-паспорт, или Паспорт компетенций) показывает, какими компетенциями и на каком уровне владеет выпускник по отношению к максимальному результату. Скиллс-паспорт позволяет человеку самому понимать, какие навыки ему развивать дальше. Самозанятые могут добавить его в портфолио и предъявлять потенциальным клиентам.

Уже обучается или завершили обучение примерно 72% студентов от запланированных на этот год, остальные его пройдут в течение ближайших 2-3 месяцев. В середине декабря программа этого года завершится. По данным директора Академии Ворлдскиллс Россия, около 20% из числа тех, кто завершил обучение, устроились на вакансии, остальные поделились примерно поровну: стали самозанятыми или сохранили занятость.

Евгений Горчаков


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *