Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Мар 222021

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

Планируется, что новые культобъекты станут драйверами культурного и туристического развития по всей России


В России новые веяния. Волна корона-кризиса заметно поубавила аппетиты девелоперов, ориентированных на строительство объектов досуга – баров, кафе, ресторанов и развлекательных центров. Все меньше ресурсов для нового строительства. И все больше идей о том, как использовать уже имеющуюся инфраструктуру. Поскольку самыми массовыми объектами владеет государство, взгляд не мог не упасть на бюджетные учреждения. Добралась очередь и до многострадальных российских Домов культуры. Союз московских архитекторов при поддержке Фонда президентских грантов начинает программу «ДК-21 — культура, образование, развитие». О том, как будет развиваться новая инфраструктура, и почему именно ДК — идеальный кандидат для создания новых культурных и досуговых кластеров, мы и поговорим сегодня.

Неумирающая классика

Случилось так, что десятки тысяч Домов культуры советской поры – с их кружками, студиями, народными театрами, художественной самодеятельностью — оказались в одночасье никому не нужны. Они «не вписались» в современный формат торгово-развлекательного центра, где все нацелено на получение прибыли, а во главу угла поставлена коммерческая выгода.

Этот потрясающий пласт культуры советской эпохи оказался трагически невостребованным. В итоге, вполне еще крепкие здания, без должного ухода, стали потихоньку приходить в упадок. А уникальная концепция советского ДК, предусматривающая «прививание культуры» и «воспитание искусством», в последние десятилетия подверглась тотальному обесцениванию.

Но нашлись люди, категорически не согласные с таким положением дел.

 Сельский Дом культуры, построенный в стиле «советский ампир»

— Почему мы выбрали для нашего исследования систему домов культуры? – объясняют авторы концепции «ДК-21». — ДК это один из самых широко распространенных в России типов культурно-досуговых учреждений. В каждом городе и селе есть подобный объект. Это то ценное наследие, которое досталось от предыдущих лет. Однако, нельзя сказать что сейчас система на пике своего развития. Скорее наоборот, и причин этому множество.

По мнению экспертов, ситуация с домами культуры нуждается в анализе и ревизии. А главное это поиск путей решения проблемы перепрофилирования ДК.

Авторы инициативы так объясняют поиск этих путей:

— Идея состоит в том, чтобы к тем проверенным форматам, которые уже есть у ДК — творческим кружкам, концертам художественной самодеятельности, добавились те сервисы и функции, которые бы более отвечали потребностям современного человека. Сейчас основные посетители ДК —  дети и пожилые люди, однако если ориентироваться на молодежь и людей средних лет, то у них совсем другие запросы.

Помимо изменений функциональных, необходимы и изменения архитектурные, дизайнерские.

 Дом культуры эпохи конструктивизма

— С одной стороны – ДК ветшают и их нужно ремонтировать.  Государство выделяет на это средства,  и создана целая программа. Но чаще всего это ремонт в стиле «эконом», который никак не может считаться украшением для зданий, созданных по проектам лучших архитекторов советской поры. А ведь многие дома культуры – шедевры ампира и советского модернизма, — рассказывают авторы проекта.

По мнению специалистов, программа ДК-21 позволяет начать диалог между различными профессиональными направлениями (архитектура, дизайн, социология) о способах отреставрировать и обновить стиль ДК. Сюда же будут привлечены представители власти – департаментов культуры, архитектуры и конечно депаратментов туризма. Это потенциально одно из важнейших направлений.

Не потерять идентичность

Один из флагманов программы «ДК-21» — проект «Идентичность в типовом». Его руководители – архитекторы Дарья Наугольнова и Алексей Боев.

— Мы уже 10 лет живем и практикуем в Нидерландах, преподаем в Амстердамской архитектурной академии,  — объясняет Дарья Наугольнова. — К созданию проекта нас подтолкнуло плохое состояние культуры в нашем родном городе – Воронеже. Все началось с инициативы реновации трех домов культуры в этом городе.

Довольно быстро стало понятно, что проблема намного больше – она на уровне городских и региональных управлений культуры, много головной боли доставляет и несовершенное законодательство. В принципе,  можно говорить, что сама система много лет не подвергалась серьезной модернизации и работает по инерции.

— Многие задавались вопросом, нужна ли вообще система домов культуры на современном этапе? – продолжает Дарья. — Поговорив с людьми, многие из которых работают в отрасли по 40 лет, мы поняли, что культура – занятие творчеством – это основной инстинкт, и даже если у людей отнять все, они все равно будут собираться в подъезде и заниматься искусством на свой манер.

Система ДК огромна, она состоит из 40 тысяч учреждений, которые так или иначе функционируют, и было бы преступлением не переосмыслить ее.

Советский опыт – для Евросоюза

– У меня есть огромный опыт работы с социальными зданиями в Нидерландах, и хотелось бы перенести этот опыт на Россию, — объяснил свою позицию другой автор концепции, Алексей Боев. —  В России часто смотрят на Запад и стараются перенять это для себя. Вы наверняка слышали про культурные кластеры и перепрофилирование бывших промышленных зон. Но в чем уникальности России и стран СНГ, так это в том, что у нас уже есть огромная развитая система Домов и Дворцов культуры. Нам, по сути, ничего не нужно изобретать. Нужно просто переосмыслить и перепрофилироваться.

 Сельский Дом культуры с тематической мозаикой

— Наш проект был изначально поддержан Фондом креативных индустрий, ведь наша система Дворцов культуры уникальна в масштабе всего мира, — замечает Дарья Наугольнова. — Нигде в мире не было опыта такой массовой сети объектов для культурного досуга, когда каждый гражданин имел возможности для дополнительного образования, самореализации. Нужно сказать, что такая система достигала мощнейших целей, поставленных государством. Оказалось, что выводы которые мы можем сделать, изучив эту систему, будут полезны не только России, но и нашим коллегам в Нидерландах. Здесь сейчас очень остро стоит вопрос создания новой типологии мультикультурных центров.

Например, в Амстердаме количество районов растет, меняется и состав жителей. Девелопмент в голландской столице, как и в России, имеет экстремальный характер. Например, в районе где жили суринамцы, начинают строить жилье хорошего уровня, и туда приезжает множество экспатов из стран Западной Европы. Возникают межнациональные конфликты и решить их можно, переняв опыт Советского Союза.

В советское время ДК не раз выступали мощными амортизаторами социальных конфликтов, например в период индустриализации и массовой миграции людей. Культура объединяет людей.

От упадка к возрождению?

Правда, уникальный опыт может быть утерян в кратчайшие сроки. Так, за последние 30 лет количество ДК сократилось более чем на 30 тыс. Если в 1991 году их было 72 тыс., то сейчас – не более 40 тыс. Новые строятся, но качество и функционал несравнимо более низкого качества, чем в СССР.

 Дом культуры в Некрасовском муниципальном округе Ярославской области

— В Советском Союзе Дворец культуры был самым продуманным и красивым зданием в районе, — поясняет Дарья Нагульнова. —  Сейчас, чем дешевле проект – как в плане архитектуры, так и по реализации – тем лучше. А многочисленные неудачные реконструкции уничтожают ту физическую связь с историей, которая еще осталась. Между тем, у системы огромный потенциал: ведь это не просто здание, это столетний опыт (первые ДК появились еще в 20-х годах прошлого века) и сотни тысяч людей, которые работают в этой сфере. Это огромный пласт национальной и классической культуры, которая сохранялась и развивалась в малых населенных пунктах исключительно благодаря ДК.

Более того, зачастую само наличие ДК в малом населенном пункте гарантировало существование этого пункта. Людям было куда пойти, было где организовать досуг, это служило якорем для многих. Система охватывает «низовой» уровень по всей стране и может стать фундаментом развития креативной экономики. Сейчас государство понимает ценность человеческого потенциала, мы все-таки начинаем переходить от ресурсозависимой к креативной экономике.

— Кто, как не эта система может обеспечить креативное развитие населения? – вопрошает Дарья Нагульнова.

Но если заниматься отдельными проектами, мало что можно изменить в самой системе. Реновация должна происходить и в масштабе ДК, и в масштабе регионов, и в масштабе всей страны.

Перепрофилировать по-умному

Реновация объектов культуры – дело хорошее, но зная, как советское наследие уже перепрофилировали под нужды рынка, возникают сомнения.

— Большинство проектов ДК включает в себя такую программу как «Искусство», — поясняет архитектор Алексей Боев. — Это различные кружки – хор, танцы, преподавание английского языка. Но этого мало, там должна быть представлена наука. В советское время все было просто и прямо — ребята делали макеты самолетов, в будущем они шли работать на авиазавод. Также в ДК было общение – днем люди работали на предприятии, вечером – встречались в ДК, там проводились культурные вечера.

Сейчас многопрофильность объектов не обеспечена. Зачастую все ДК нерационально используют пространство и время. Они начинают работать с 3 часов дня, простаивают. Фактически ДК платят за воздух.

 Дворец культуры железнодорожников в Краснодаре

Например, пожилые люди могли бы ходить с утра, люди трудоспособного возраста могли бы приходить вечером. Также есть объекты, к которым приписан определенный коллектив (музыкальный или танцевальный), и этот коллектив использует пространство ДК как свой офис. Они встречаются три раза в неделю, в остальное время это помещение закрыто на замок. 

Еще одна проблема – сохранение местного колорита.

— В советское время проекты ДК разрабатывались в Москве, — замечает Алексей Боев. – Основа продумывалась в центре, но после этого подключали локальных художников, скульпторов, которые насыщали здание орнаментом или искусством, которое связано непосредственно с местом. Например, если ДК находится в Якутии, можно сделать деревянный декор, более уютный в зимнее время. Для дома культуры в Ельце можно использовать натуральный камень, который добывается тут же. Кстати и орнамент в виде елецких кружев будет не лишним.  

Такими приемами можно на типовой каркас накладывать местную идентичность. Кстати, о Ельце, там советские паттерны были переосмыслены. Чиновники хотели снести здание, но при профессиональном подходе удалось его обустроить, сохранив ту эстетику, которая закладывалась в советское время.

ДК и эндаунтмент

В любом городе и поселке много самых обычных людей, которые соответствуют времени по своим культурным запросам. Их нужно объединить в единое культурное пространство, создать для них значимый эвент (событие). 

— Наша задача состоит в том, чтобы объединить большую часть Домов культуры в составе агломераций единой событийной повесткой, — пояснила ведущий аналитик агентства стратегического исследований «Центр» Мария Седлецкая. – Наш проект в Астрахани помог увидеть, как могут коллаборировать, например, краеведческий музей и библиотека в рамках единого кластера.

По мнению Седлецкой,  тренды в развитии культурных кластеров отлично пересекаются с трендами развития учреждений культуры – это прежде всего запрос на саморазвитие, на формирование постоянного обучения и рост запроса на уникальный культурный продукт.

По словам специалиста, одним  из важнейших трендов для обновленных учреждений культуры станет многоканальное финансирование. ДК будут существовать как на бюджетные, так и на внебюджетные деньги, выстраивать партнерство с коммерческими структурами для проведения бизнес-мероприятий.

 Проект сельского Дома культуры в Ханты-Мансийске

К слову, некоторые ДК в России уже пробуют инструменты эндаунмента, то есть создания фондов целевого капитала, которые позволяют планировать свою деятельность на долгий срок.

— Одним из важнейших плюсов обновленных ДК станет рост социо-культурной идентичности. Многие ДК являются центрами локальных инициатив, а их руководители – лидерами местных сообществ, — поясняет Седлецкая.

В основе такого культурного кластера будет тройственная цепочка. С одной стороны ДК будет сохранять функции центра досуга и занятия творчеством — при этом нужно трезво посмотреть, каков запрос населения, и каковы возможности.

С другой стороны – это создание уникальных культурных продуктов. Третьей частью функционирования ДК станут события, связанные с бизнес-партнерством – ярмарки, фестивали и сезонные мероприятия от партнеров. При этом возможно брендировать дома культуры, сделать их символом определенной тематики. 

Если же ничего не делать, то будущее домов культуры – под большим вопросом. Советское наследие, равных которому нет в мире, постепенно приходит в упадок, ветшает, закрывается. За  последние тридцать лет почти половина домов культуры прекратила свое существование. От того как оставшиеся встретят новые вызовы времен,и зависит многое. Есть сразу несколько путей – это и новые культурные ориентиры, и бизнес-проекты и сотрудничество с другими сферами.  Главный вопрос — удастся ли ДК после такой реновации сохранить культурный код, ради которого они создавались и жили. Тот код, который виден уже из их названия – служить русской культуре.

Даниил МАЦЕЙКО

(на фото вверху — Дом культуры в Медногорке, признанный самым красивым сельским клубом в России)


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *