Осенью 1945 года в своем небольшом гараже в городке Аттоксетер (Стаффордшир) Джозеф Сирил Бамфорд создал первый прицеп-самосвал, продажа которого на местном рынке принесла 45 фунтов. С этого дня началась история британской компании JCB, насчитывающая 76 лет технических достижений и профессиональных рекордов. В самые непростые годы компания не прекращала инвестировать в создание новых инновационных продуктов.
1945 год — первое изобретение Джозефа Сирила Бамфорда — самосвальный прицеп
В 1953 году Джозеф Сирил Бамфорд выпустил экскаватор-погрузчик JCB Mk 1. Это была уникальная для своего времени комбинированная модель с отвалом с гидравлическим приводом, которую впервые украсил логотип JCB.
Первый экскаватор-погрузчик компании JCB (1953 г.) выглядел так
Тот самый гараж, с которого началась деятельность Джозефа Сирила Бамфорда
В начале 60-х компанией было развернуто производство целого ряда новых моделей техники. Они совершили революцию в строительной отрасли, в несколько раз уменьшив потребность в рабочей силе.
Первые погрузчики
В 1962 году представителей отрасли поразило шоу «танцующих экскаваторов» (JCB Dancing Diggers), в это же время компания начала мировую экспансию, открыв первый иностранный филиал в Голландии. А в 1963 году стартовал выпуск экскаватора-погрузчика JCB 3C — модели, которую сейчас рынок признает классической.
Семья Бамфорд, слева будущий глава компании Энтони Бамфорд
С 1975 года начался новый этап развития компании: во главе JCB встал сын основателя Энтони Бамфорд. Он значительно расширил производственные мощности и увеличил продуктовый ассортимент, одновременно инвестировав в новые разработки. А спустя всего два года в линейке техники JCB появился телескопический погрузчик Loadall — один из самых востребованных продуктов в истории компании.
В 1979 году было решено открыть производство в Индии. На сегодняшний день это самый большой рынок JCB после Великобритании: заводы компании расположены в Нью-Дели, Пуне и Джайпуре.
В 1985 году был изготовлен 100 000-й экскаватор-погрузчик JCB. Помимо этого, начался выпуск инновационной модели 3CX Sitemaster, которая в дальнейшем войдет в число самых продаваемых в мире. А в 1987 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер посетила штаб-квартиру JCB и вывела готовую машину с конвейера.
1988-й стал годом выпуска экскаватора-погрузчика JCB GT. Перемещаясь со скоростью 160,9 км/час, он собирал толпы поклонников при каждом своем появлении. JCB активно использовала «гоночную» новинку в рекламных целях. А в 1991 году был запущен в производство первый в мире высокоскоростной трактор — JCB Fastrac. На его разработку было затрачено 12 млн фунтов. И усилия не были напрасными: инновационная машина штурмом взяла мир сельскохозяйственного производства и заработала репутацию незаменимого помощника аграриев. В это же время был начат выпуск экскаватора-погрузчика 2CX, а тремя годами позже — его более компактной вариации 1CX.
В 1994 году в честь Джозефа Сирила Бамфорда был назван новый сорт желтых роз «Mr JCB», презентация которого прошла на выставке цветов в Челси.
В 2004-м с конвейера сошел 500 000-й экземпляр машины JCB. Для достижения такого результата компании потребовалось 60 лет. Следующие 500 000 машин были произведены намного быстрее — всего за 9 лет. В этом же году на заводе JCB Power Systems в Дербишире компания запустила производство собственных двигателей Dieselmax.
В 2005 году был объявлен самый большой заказ в истории компании — контракт ценой в 140 млн долларов на поставку высокоскоростных экскаваторов-погрузчиков для нужд армии США.
В 2010 году лордом Бамфордом было решено создать академию JCB в Ростере (Стаффордшир), чтобы готовить компетентных специалистов и индустриальных лидеров будущего. Решение было продиктовано нехваткой инженеров на заводах компании.
В 2012 году производственные площадки JCB появились в Бразилии — начал работу новый завод в штате Сан-Паулу. Практически в это же время компания получила заказ от бразильского правительства стоимостью 60 млн фунтов на изготовление более 1000 экскаваторов-погрузчиков.
Отмечая свое 70-летие в 2015 году, JCB продемонстрировала рынку очередную инновацию — уменьшенный на 35% кузов нового экскаватора 3CX Compact, предназначенного для перегруженных стройплощадок. А в 2016-м был достигнут новый рубеж – JCB выпустила 200 000 телескопических погрузчиков Loadall. Для того чтобы реализовать первые 100 000 машин, компании потребовалось около 30 лет, но следующие 100 000 погрузчиков были проданы менее чем за 10 лет. В этом же году JCB отметила 25-летний юбилей производства революционного трактора Fastrac и выпуск стотысячного мини-экскаватора.
В 2017-м обороты JCB достигли показателя в 8 млрд долларов. В этом же году компания отпраздновала 40 лет с момента начала производства Loadall и выпуск 500-тысячного двигателя Dieselmax. А 2018 год был ознаменован показом первого в истории JCB электрического мини-экскаватора 19C-1E, который может работать в помещении, под землей и в населенных городских районах. В этот же период была запущена чрезвычайно успешная серия гусеничных экскаваторов X и начато производство самосвалов.
2019 год — JCB Fastrac официально зарегистрирован как самый быстрый трактор в мире. Fastrac Two разогнался до максимальной скорости 247,47 км/ч, а средняя скорость составила 217,569 км/ч. Ранее модель Fastrac One установила рекорд скорости в Великобритании. Fastrac Two создавался с целью достижения уже мирового рекорда.
В марте 2020 года, накануне пандемии COVID-19, с конвейера сошел 750-тысячный экскаватор-погрузчик. Производственные линии были приостановлены на время карантина, однако компания продолжала оказывать помощь людям в условиях самоизоляции: для них по заказу JCB шеф-поварами в Индии и Великобритании было приготовлено более 200 000 блюд. Помимо этого, был открыт Инновационный центр JCB в Ростере, чтобы сотрудники могли изготовить медицинские защитные козырьки на 3D-принтерах. В июне 2020-го заводы возобновили свою работу.
75-летний юбилей в 2020 году компания традиционно отметила новыми достижениями, доказав, что по-прежнему занимает ведущие позиции в секторе техники с нулевыми выбросами и технологий, позволяющих заботиться об окружающей среде.
JCB продемонстрировала рынку новые полностью электрические продукты линейки E-TECH — телескопические погрузчики JCB 525-60E Loadall и Teletruk 35-22E, мини-экскаватор JCB 19С-1E, самосвалы JCB 1T-E и HTD-5E, мобильный подъемник с рабочей платформой и электрическим приводом, а также универсальное зарядное устройство Powerpack 125/150. Машины с нулевыми выбросами вредных веществ просты в эксплуатации и практически бесшумны, что значительно расширяет возможности их применения.
Руководитель отдела спецпроектов портала «Строительство.RU» Надежда Демина с представителями JCB на одной из выставок. Русские сувениры произвели впечатление
В 2020 году британский производитель первым в отрасли представил работающий прототип строительного экскаватора на водородном топливе. А в октябре 2021 года в центре Лондона состоялась презентация прототипов экскаватора-погрузчика JCB и телескопического погрузчика JCB Loadall c водородными двигателями. Также эта инновационная разработка была продемонстрирована в ходе Рамочной конференции ООН по изменению климата (COP26) в Глазго, где представители различных государств обсудили меры по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу и презентовали стратегии по развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки использования водорода.
В конце 2021 года с конвейера завода JCB Power Systems в Дербишире сошел 750 000-й двигатель. На предприятии выпускаются агрегаты мощностью от 55 до 212 кВт (от 75,81 до 292,2 л.с.). Они устанавливаются на технику JCB и поставляются другим компаниям, производящим дорожные уборочные машины, сортировщики, дробилки и баржи.
«Строительство.RU»
(на фото вверху — Энтони Бамфорд со своим отцом Джозефом Бамфордом)