Калязин, устоявший над Волгой город — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Дек 112020

Калязин, устоявший над Волгой город

Калязин, устоявший над Волгой город

Этот старинный русский город с населением, немногим превышающим 12 тысяч человек, начался не с рубленой крепости кого-нибудь из Рюриковичей, а от стен монастыря Николы на Жабне, стоявшего в устье реки с таким неромантичным на первый взгляд названием. Жабня здесь впадает в Волгу, а маленькая речка Пуда — в Жабню. А еще неподалеку отсюда, южнее,  в Волгу впадает река Нерль, но не та, на которой под Владимиром высится знаменитый храм Покрова, а другая. Потому здешняя Нерль зовется Волжской, а та — Клязьменской.  Интересно, что истоки обеих рек находятся совсем близко друг от друга.


В древнюю пору за калязинские земли боролись удельные князья и сам Господин Великий Новгород. В устье Нерли в 1134 г. построил город-крепость Юрий Долгорукий, и нарек ее Кснятиным (теперь — село Скнятино), чтобы противостоять новгородской экспансии. Вообще же, о чем свидетельствуют находки археологов, люди здесь селились, начиная с эпохи палеолита.

Дом купцов Обуховых и одноэтажное здание их свечного завода

Был Калязин знаменит своими купцами и ремесленниками и своим Троицким Макарьевым монастырем, но в годы великого гидротехнического строительства центральная часть города оказалась затоплена разлившейся Волгой, над неспешными водами которой поднимается высокая колокольня, ставшая его новым символом.

Святой Макарий и его обитель

 Калязинский Троицкий Макарьев монастырь

Легендами и преданиями город богат. Обитель св. Николая на Жабне канула в лету задолго до присвоения Калязину городского статуса. Но в середине XV века она стояла — и на противоположном, левом берегу еще не столь широкой Волги поселился монах Кашинского Клобукова монастыря Макарий, основавший монастырь во имя Святой Троицы. По преданию, земли под монастырь пожертвовал местный дворянин Иван Каляга, иначе — Каляза, конечно, не представляя, что тем самым дает имя будущему городу. Случилось это в 1434 г., и отсюда начинается калязинское летоисчисление.

Есть, конечно, и другие версии происхождения названия: кто-то связывает его с угро-финским словом «кола» — рыба, или с финским «кальяааси» — парусник, кто-то — с русским «коло», означающим круг. Перестановки и замены гласных и согласных букв в русских именах и названиях — не редкость, и город порой писали «Колязиным». Похожая история произошла и с Кснятиным — название это, скорее всего, происходило в результате  искажения имени «Константин», которое как только не переиначивали на Руси, а село, стоящее на его месте — Скнятино, так произносить удобнее.

Иконописное изображение св. Макария Калязинского

О  Макарии Калязинском известно немногое: в миру он звался боярином Матвеем Васильевичем Кожиным; похоронив жену, принял постриг и отправился искать место для уединенных молитв на лесистых волжских берегах. В одних источниках говорится, что  Каляга, потеряв свою семью, стал одним из монахов Троицкого монастыря, отдав сюда все движимое и недвижимое. В других — якобы помещик замышлял против Макария зло, но, заболев, раскаялся, испросил прощения и стал помогать обители.

Тверской епископ Геннадий приходился Макарию младшим братом, а Паисий Угличский — племянником. О происхождении Кожиных бытуют оспоренные историками легенды, связанные с выходом их из Литвы, а то и Швеции и доблестном служении московским князьям — впрочем, верность и мужество предков калязинского святого никто сомнению не подвергает.

Вместе с Макарием на волжский берег пришли еще семь черноризцев и за сорок дней срубили кельи и деревянный Троицкий храм. На другой стороне реки рядом с монастырем Николы на Жабне уже существовало небольшое поселение Пирогово и укрепления, упоминаемые в летописях 1339 г. как «Святославле поле». С первых дней Макарий, чью скромность не раз отмечали современники, стать игуменом отказывался и принял в итоге этот сан только, чтобы навести порядок в среде разрастающейся братии. Этот порядок хвалил посещавший монастырь Иосиф Волоцкий, а заслужить похвалу столь ревностного и строгого священнослужителя было непросто.

 Памятник св. Макарию на улице Карла Маркса (Московская)

Макарий и одевался более чем скромно; иные смеялись над ним, на что он внимания не обращал. Трудился не просто наравне со всеми, а поболее других, врачевал больных и одержимых, а в голодные годы часто раздавал свой хлеб окружающим и нищим. Укрепляя же обитель, он передал ей унаследованные им земли, а к ним присоединялись владения, пожертвованные другими, обмененные или приобретенные на пожертвования. Приходили просить благословения у скромного игумена великие князья и бояре, а однажды, по пути в далекую Индию, преклонил колена перед Макарием Афанасий Никитин, о чем упомянул в своем «Хождении за три моря».

Скончался игумен в марте 1483 г., в 1521-м же его мощи были обретены нетленными, после чего он был причислен к лику местночтимых святых, а в 1547 году, при Иване Грозном, канонизирован как святой общерусский.

Грозный царь посещал Троицкий Макарьевский монастырь дважды; бывал в обители Борис Годунов, заказавший серебряную раку для мощей св. Макария. В 1654-м здесь укрывались от эпидемии вся семья Алексея Михайловича и патриарх Никон. Водил в Калязин потешные полки Петр, приезжали Екатерина Великая и будущие еще на тот момент наследниками престола Александр II и Александр III.

Это был один из известнейших и знаменитых русских монастырей; недаром в екатеринские времена его отнесли к числу первоклассных, а сама императрица, к монахам суровая,  пожертвовала обители 50 золотых.

 Памятник князю М. В. Скопину-Шуйскому у Вознесенского храма

В Смутное время у стен монастыря князь Скопин-Шуйский нанес поражение польским захватчикам. Через год набравшие силу иноземцы взяли обитель штурмом, разграбили и пожгли, а братию и других защитников перебили. Серебряную раку Макария разрубили на куски и утащили с собой. От пожара уцелели только каменный Троицкий храм (1521) и Борисоглебская церковь (1530).  С восстановлением монастыря к ним добавились братский, настоятельский и наместничий корпуса, а также Успенская, Алексеевская и надвратная, посвященная св. Макарию, церкви. Строительная артель под руководством Марка и Ивана Шарутиных в 1644-1648 гг. возвела надежные стены с башнями. Стены Троицкого собора расписывали 17 иконописцев.

Зарождение, расцвет и трагедия города

Волжская набережная

От стен обители быстро разрослась слобода, называемая Подмонастырской, или Калязинской. Жили в ней калязинские мастера, в том числе примеченый Никоном зодчий Аверкий Мокеев, строивший Валдайский и Новоиерусалимский монастыри; иконописцы, каменщики, резчики. Где монастырь — там и богомольцы, а раз скопление людское — то и торг.

Торговые ряды в Калязине

Напротив, в Николо-Жабенском монастыре на правом берегу Волги в 1694 г. вырос пятиглавый Николаевский собор. Ему предстояло быть центром города — такой статус Калязин получил лишь в 1775 г. при объединении Подмонастырской, Никольской слобод и деревни Пирогово, ставшей называться Свистушенской слободой, а попросту — Свистухой. Ныне — это Заречье, район, отделенный от центра устьем Жабни. Вместе со статусом уездного города в Калязин пришли планы регулярной застройки, причем довольно простые: длинные, параллельные Волге улицы пересекались с перпендикулярными, короткими.

Вид на храмовый ансамбль Никольской слободы

Рядом с Николаевским собором в 1792 г. построили храм Иоанна Предтечи, а в 1800-м — высокую (74,5 м) пятиярусную классическую колокольню — с парами полуколонн, обрамляющих углы, поднимающимся над «яблоком» шпилем, часами и 11 колоколами. Авторство проекта принадлежит, предположительно, французскому архитектору Ж.-Б. Валлену-Деламоту, знаменитому возведенными в Санкт-Петербурге дворцами Разумовского, Чернышева, Юсупова, Большим Гостиным двором, католической церковью св. Екатерины на Невском и другими эффектными зданиями. Строили крепостные В. Ф. Ушакова, который, вероятно, и привез в город проект колокольни.

Знаменитая колокольня летом

С этим дворянским родом связана одна романтическая история: в красавицу Екатерину Ушакову влюбился Пушкин, получил отказ, и, тем не менее, та не выходила замуж до самой гибели поэта, бережно хранила его письма, отказалась их публиковать, а перед кончиной  повелела у нее на глазах сжечь, сказав: «Мы любили друг друга горячо, это была наша сердечная тайна, пусть она и умрет с нами».

Более 40 лет прослужил настоятелем Николаевского собора Иван Степанович Белюстин (1819-1890), известный также как публицист и первый краевед Калязинской земли.

И. С. Белюстин

Западнее собора вольно раскинулась торговая площадь, от которой устремлялась в сторону Сергиева Посада и первопрестольной столицы Московская улица, получившая после революции имя Карла Маркса, а соседние, соответственно Фридриха Энгельса, Ленина и Коминтерна. Раньше же этот район называли Никольской слободой. Сам же Николо-Жабенский монастырь упразднили еще в XVIII веке.

Московская улица

Кроме повседневной торговли у стен собора два раза в год шумели крупные ярмарки. Волжские купеческие города крепко стояли на ногах. Со вводом в строй (1703-1731) Вышневолоцкой водной системы, фактически соединившей Неву с Волгой для снабжения продовольствием новой столицы тут оживилась, забурлила торговля. В Калязине не только торговали: строили речные суда, звенели железом в кузницах, делали из местной глины изразцы и кирпичи, плели кружева и валяли валенки. Кружевному ремеслу обучили местных умелиц первая жена царя Алексея Михайловича Мария Милославская и ее мастерицы во время вынужденного пребывания в Калязине. Здешние кружева немного уступали в качестве вологодским, оттого стоили дешевле и в результате пользовались хорошим спросом.

Все изменилось в одночасье. В 1920-м  Калязинский Троицкий Макарьевский монастырь закрыли. На его территории размещали дом отдыха Московского электрозавода, пионерлагерь, музей, дом отдыха Московского электрозавода. Район, переходивший из рук в руки во времена удельных князей, то оказывался частью Талдомского уезда Московской губернии, то Кашинского уезда, то Кимрского округа, становился самостоятельной территориальной единицей образованной Калининской (Тверской) области, опять, на время присоединялся к Кашинскому и только в 1970-х обрел нынешние границы.

Макарьевская часовня

Судя по старым фотографиям, город частенько страдал от наводнений. А потом большая вода сюда пришла насовсем. В 1939-1940 гг. при создании Угличского водохранилища и сооружении Угличской ГЭС  значительная часть города была разобрана и затоплена. Территория монастыря и всей заволжской стороны (Подмонастырская слобода) города ушла под воду вместе с Рождественской и Крестовоздвиженской церквями 1708 и 1794 гг. Сместились устья впадающих в Волгу рек. При затоплении над водой возникли острова. Сейчас на одном из них восстановлена юго-восточная башня ограды Троицкого монастыря, в которой устроена Макарьевская часовня.

И. Ф. Никольский

За уникальные фрески (может быть здесь правильнее написать, что за уникальное историческое наследие, он же не только фрески спас) Троицкого собора боролся Иван Федорович Никольский, защитник городского наследия, создатель и организатор Калязинского музея. В частности, он настаивал на сохранении Троицкого собора и ряда других строений Макарьевского монастыря путем обвалования. Спасти монастырь не удалось, но голос Никольского услышали: в город прибыли специалисты Всесоюзной академии архитектуры во главе с П. И. Юкиным. Работы, начавшиеся лютой зимой 1939-го, длились год. Чтобы отколоть фрагменты росписи от стены не допуская осыпания, на них намораживали куски ткани, а потом отдедяли ножами-отжимниками, скрепляли изнутри клейкой лентой и укладывали в коробки.

Фрагмент спасенных фресок

Часть снятых со стен Троицкого собора фресок хранится в музее архитектуры имени А. Щусева в Москве, другая часть, изразцы, отдельные белокаменные элементы, церковные облачения и утварь — в городском краеведческом музее Калязина. Портал собора вмурован в стену московского Донского монастыря.

 Надпись на камне: «Строил град сей Келарь старец Авраамий Семёнов, сын Бедов, при игумене Иоанне, а подмастерья делали по Государеву указу Марко Иванов, сын Шарутин, да сын его Иван Марков»

Русская Атлантида — огромная территория исторической Руси, принесенная в жертву столь необходимой электрификации страны.  На дне Волги остались деревни, села, храмы, монастыри, отдельные районы Углича, Весьегонска и целый город Молога, что в трех километрах от Рыбинска, где возникло еще одно, огромное, но неглубокое Рыбинское водохранилище и встала ГЭС, питавшая в годы войны стратегические объекты Москвы.

Никольская слобода с торгом, гостиным двором и каменными домами также оказалась частично затоплена. От храмового ансамбля сохранилась одна колокольня. Волгострой НКВД не придавал особого значения запрету Комитета по делам искусств Совнаркома СССР на снос монастырских зданий и колокольни Николаевского собора. Но ее не смогли ни разобрать, ни взорвать, а потом уже и времени не хватило. Став необычным ориентиром для речных судов, колокольня вскоре обросла легендами.

Так, рассказывают, что сорвавшийся при попытке демонтажа один из колоколов, остался внутри сооружения и непонятным образом звонил накануне страшных бед и потрясений: в зловещую ночь на 22 июня 1941 года, перед Сталинградской, Курской битвами, атомными бомбардировками японских городов; предвещал в 1948-м Ашхабадское землетрясение и в 1979-м — ввод советских войск в Афганистан. Поэтому незадолго до московской Олимпиады первый, затопленный ярус колокольни засыпали, намыв остров, и теперь туристы могут посетить его — благодаря любезным предложениям местных лодочников.

Московская улица сегодня начинается с волжской воды

Краеведы, знающие историю города и района доподлинно, считают, что все эти истории придуманы экскурсоводами туристических фирм, а остров создан для спасения колокольни от разрушения.

Калязин, ворота в Русскую Атлантиду, иногда называют Тверским Китежем…

Что осталось?

Вознесенская церковь

К приходу Николаевского собора относилась Вознесенская церковь, построенная в 1783 г. Одноглавый четверик под барочным куполом связывает с классической трехъярусной колокольней трапезная, завершенная щипцовым фронтоном, оформленном в готическом стиле, и многоскатной кровлей. Интересно, что эклектичная трапезная по ширине превосходит соответствующие размеры храма и колокольни вдвое, что непривычно для построенных «кораблем» церквей. Кроме основного, Вознесенского престола, храм имеет два придела, Макария Калязинского и Тихвинской иконы Богоматери; в середине XIX в.  появился Успенский престол.  В 1930-х храм отдали местному спортивному клубу, и на погосте играли в футбол, а перед самым затоплением — хлебозаводу. Потом его забросили и только в 1990-х вернули верующим, причем в весьма плачевном состоянии. Восстановление храма взяли на себя прихожане во главе с протоиереем Леонидом Бересневым. Ныне здесь совершаются богослужения, плавно течет приходская жизнь. У входа в храм в 2009 г. установлен памятник в честь победы ополчения Скопина-Шуйского, одержанной 400 лет назад над иноземными захватчиками, а в 2012 г. сюда были торжественно перенесены мощи св. Макария Калязинского — они упокоились в посвященного ему придела.

Дом купцов Рыжковых

На Московской улице сохранились остатки типичной для купеческого города застройки. По выходным здесь, на спуске к недозатопленной колокольне, торгуют сувенирами, а в особые дни проводятся праздничные мероприятия, выступают творческие коллективы. 

Здание управы

Здание бывшей земской управы занимает школа, а до революции в нем, кроме училища, располагалось  также жандармско-полицейское управление.

Белоснежный особняк Коровкиных

Спуск к Волге застроен купеческими особняками XIX века, не похожими один на другой. Здесь, на небольшом пятачке, можно полюбоваться изысками архитекторов, обращавшихся то к ордерной традиции классицизма (дом Коровкиных с треугольным фронтонам и прорезанными каннелюрами пилястрами),  Ренессанса (дом Ляховых, отделанный бриллиантовым рустом по фризу) барокко (волюты фронтона дома Рыжковых).

Дом Ляховых

Братья Обуховы владели свечным производством. Рыжковы торговали мануфактурой в Калязине, Кимрах и окрестных селах. Шишкиным принадлежала иконостасная мастерская, переросшая в крупную фабрику — эти иконостасы славились на всю Россию и занимали призовые места на международных выставках. Самыми состоятельными были купцы 1-й гильдии Полежаевы — они занимались хлеботорговлей, открыли в своем доме техническое училище и сделали еще немало добрых дел, а потому калязинцы нескольким  представителям этой фамилии в разные годы доверяли пост городского головы. Вместе с александровским предпринимателем И. А. Первушиным  братья Полежаевы стали учредителями крупного Волжско-Камского коммерческого банка, занимавшего шестое место среди коммерческих банков Российской империи.

 Дом Полежаевых

Избирался городским головой и купец Коровкин. Кроме недвижимого имущества он владел крахмальным заводом. Производство крахмала для Калязина такое же традиционное;  интересно, что подмокший на складе по вине ли протечек или наводнения этот продукт  перерабатывали в пудру и продавали в столицы.

Все же калязинское купечество больше тяготело к классической архитектуре, налюбовавшись, видимо, дворянскими усадьбами начала того же столетия — и такие здания доминируют в застройке улицы. В уезде, кстати, владели усадьбами Салтыковы (семья великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина), Юрьевых, Фонвизиных, Ушаковых — среди последних значится и Василий Ушаков, по чьему заказу выстроена ставшая грустным символом города колокольня.

Одно из красивейших общественных зданий уцелевшей части Калязина — Калязинский машиностроительный техникум, теперь — колледж. Построено оно в 1905 г. для Низшего механико-технического училища, которому присвоили имя благотворителя — Н. М. Полежаева. Перед смертью купец завещал городу 350 тысяч рублей (в те годы лошадь стоила  десять). На училище отвели 200 тысяч, приобрели необходимое оборудование, пригласили хороших учителей. Принимали детей простых горожан, учили бесплатно, даже выплачивали им стипендии. Выпускники становились квалифицированными мастерами, монтерами, техниками на заводах и фабриках, в пароходствах, железнодорожных мастерских. В одном из романов современный тверской писатель А. В. Доставалов, укрыв героев произведения в Калязине, заметил, что горожане гордятся Техникумом как редко в каком-либо областном центре — своим университетом.

 Калязинский машиностроительный техникум, теперь — Колледж

В архитектуре внушительной красно-кирпичной постройки, оформленной в русском стиле выделяются, словно взятые из классических усадебных проектов три ризалита: боковые, с двурогим завершением пинаклями, и центральный, с дополнительным этажом под четырехскатной крышей — епанчой. Двухэтажное П-образное здание, проект которого составлен академиком архитектуры Р.  Марфельдом, строили под руководством инженера Н. Никитина из красного кирпича на белокаменном цоколе.

Вознесенский храм, памятники Скопину-Шуйскому, а также павшим героям Первой мировой и жертвам красного террора — на улице Фридриха Энгельса

Колледж находится на улице Ленина, бывшей Тверской, напротив Парка Победы. В годы Советской власти в городской топонимике произошли большие изменения.  Вознесенская улица, названная в честь храма Вознесения, получила имя Фридриха Энгельса, Свистушенская — Карла Либкнехта, Сергиевская — Троцкого, потом — Калинина, Спасская — Тургенева, Троицкая — Урицкого, Базарная стала Советской, Заволжская набережная переименована в улицу Вагжанова, а место, где над рекой возвышается Богоявленская церковь, назвали площадью Ногина — этот видный большевик и первый нарком по делам промышленности и торговли в Калязине учился.

 Парк Победы

А вот улица Коминтерна носила свое имя изначально. Она стала главной магистралью новой застройки, план которой утвердили в 1939 г. Калязин сохранил статус города и, потеряв 2/3 своей прежней территории, был наделен землями трех колхозов, деревни Степаново и участком лесозавода. Не только архитектурные памятники, включая храмовые ансамбли и многие каменные купеческие дома, но и все промышленные предприятия города (девять) оказались в зоне затопления. Переносу подлежали свыше пятисот каменных и деревянных строений, включая частные дома, здания коммунального фонда и, само собой, производственные.

Особняк Шехонских

Заречье, заречная часть города на высоком берегу Жабни, знакомит путешественника с другими архитектурно-историческими достопримечательностями старинного города. На улице Вагжанова сохранился небольшой одноэтажный особняк представителей древнего рода ярославских князей Шехонских, с гирляндами, пилястрами, полуколоннами и другими элементами барочно-классического декора.

 Введенская церковь

Другой значимый памятник — земская больница на соседней улице Тургенева (1867), выстроенная в подражании романскому стилю. Не город, а путеводитель по архитектурным формам.

Здание земской больницы

Недалеко, на Полевой улице — нарядная шатровая Введенская церковь (1882) с шатровой же колокольней. Ее ансамбль, включая ограду со Святыми вратами — в прекрасном состоянии.  Шатровые храмы XIX века, конечно, заметно отличаются от своих предшественников времен последних Рюриковичей и первых Романовых. Их шатры не столь высоко устремляются к небу, они пониже, но не менее торжественны. И здесь в декоре мы видим пояс кокошников и профилированные фризы.

Хранилище памяти в стенах старого храма

 Здание музея — в Богоявленской церкви

Городской краеведческий музей, расположился в трапезной Богоявленской церкви. В этот освобожденный от верующих храм музейное собрание перевезли в 1937 г. из приговоренного к затоплению Троицкого Макарьева монастыря.

Пушки у входа в музей

Музей носит имя своего основателя и бессменного, до 1972 г.,  руководителя Ивана Фёдоровича Никольского (1898-1979). Первоначально собрание музея насчитывало 340 экспонатов церковного отдела, 200 — художественного отдела, 425 рукописей и 50 археологических находок. К 1950-му коллекция увеличилась до 8300 экспонатов. Как одну из вех в истории музея называют первое посещение его туристами круизного теплохода «Железнодорожник» в 1960 г. В конце 1970-х Калязинский музей вошел в состав Калининского (имя всесоюзного старосты в советское время носила Тверь) объединения областных музеев. Действующая экспозиция открыта в 1992 году. Самому же музею в ноябре исполнилось ровно сто лет, и по этому поводу в Калязине состоялась — при всех положенных мерах ковидной предосторожности — краеведческая конференция «Дорога длиною в век». Принято решение о переезде музея из Заречья в центральную часть города.

С. В. Мокрова, директор Калязинского краеведческого музея:

С. В. Мокрова

— Калязинский музей был открыт осенью 1920 года. Его первые экспозиции располагались на территории Троицкого Калязина Первоклассного мужского монастыря. Основателем музея и бессменным руководителем на протяжении 52 лет был Иван Фёдорович Никольский (1898-1979 гг.).

Основная коллекция музея в 1920 году — «памятники старины», хранившиеся в монастыре, коллекции икон, одежда церковнослужителей, библиотека, церковная утварь. В 1923 г., на инвентарном учете в музее числилось 340 экспонатов церковного отдела, 200 экспонатов художественного отдела, 425 рук в 1935-м году монастырь попал в зону затопления и был разобран к 1940-му году.  Музей перенесли в Богоявленскую церковь (1781 г.) на Зареченскую часть города (Свистуха). К 1950-м музейная коллекция насчитывала 8300 экспонатов. С 1960-х музей работает с туристами волжских теплоходов, а в 1977 г., вошёл в состав Калининского объединения музеев области (ныне Тверской государственный объединенный музей).

Двигатель истребителя «Харрикейн», на котором летчик С. С. Пичугин протаранил немецкий бомбардировщик, уничтожил его и погиб сам

Действующая экспозиция открыта в 1992 г. В музее представлены отделы: археологический, монастырский, истории города и уезда XVIII-XX вв., истории церкви Богоявления, помещиков и купцов Калязинского уезда, советский период и отдел, посвященный событиям Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

Коллекция музея к 2020 году составляет 21455 экспонатов. В этом году ему исполнилось 100 лет!  Для нашего маленького городка, это удивительный музей. Здесь можно увидеть настоящие предметы, находки ценности начиная от каменного века до нашего времени! Если вы хотите знать о Калязине хотя бы чуть больше, чем просто о волжском городе с затопленной колокольней – вам непременно нужно сюда заглянуть! Вы услышите захватывающий рассказ о событиях прошлых веков, узнаете, как уходили под воду городские кварталы и  почему колокольня сегодня находится в акватории Угличского водохранилища. Интересно? Тогда вам точно сюда! Переходите в группу музея https://vk.com/kalyazinmuseum и подписывайтесь на нашу новостную ленту!

Туманное будущее

 Здание администрации

Сегодня Калязин — районный центр Тверской области, почти равноудаленный и от Твери (162 км), и от Москвы (191 км). Железная дорога соединяет его с Москвой и Санкт-Петербургом, а также с Угличем, до которого около 60 км. Городской общественный транспорт представлен четырьмя маршрутами. Работают несколько предприятий — машиностроительный завод, ставший одним из филиалов авиастроительной компании «РСК МиГ», швейное, льняное производства, делают валяную обувь, пекут хлеб, изготавливают уксус.

Дом ремесел

Историческая застройка центра щедро разнообразится послевоенными пятиэтажками и более современными зданиями, среди которых достойно выделяется здание Дома ремесел, в котором также расположились Дом кружева, городская библиотека, служба занятости и банк.

Скромная современная застройка

Безусловно, еще одна достопримечательность — Калязинская радиоастрономическая обсерватория с огромным, 64 метра в диаметре, зеркалом радиотелескопа, которое видно издалека.  Весит оно, кстати, 800 тонн. Обсерватория, введенная в строй в 1992 г.,  ведет непрерывные радиоастрономические наблюдения и участвует в международном проекте изучения Марса.

Калязинский радиотелескоп

Численность населения медленно снижается — за 20 лет убыль составила около 20%. Вероятно, оживлению городской жизни поможет развитие туризма, в том числе рост количества речных круизов по Волге — здесь есть пристань, и рядом с ней открыт музей «Волгари». На территории яхт-клуба (вот еще один вид современного и престижного отдыха) устроена улиточная ферма. А в западной части города открылось небольшое этнопредприятие под названием «Избушка Бабы Яги», где детей путешественников вводят в сказочный мир и развлекают персонажи народного фольклора.

— Жизнь на планете будет продолжаться, если мы не перестанем беречь нашу историю, нашу родную землю, — сказал, открывая конференцию «Дорога длиною в век» глава Калязинского района К. Г. Ильин.

Принимая участие в таких собраниях, убеждаешься, как много людей, искренне и бескорыстно стремящихся сохранить наше наследие, нашу историческую память. Но…

Разговоры о развитии внутреннего туризма должны сопровождаться конкретной, прежде всего, финансовой поддержкой федерального центра. Очень многие исторические здания города нуждаются в ремонте, который не проводился десятилетиями — скажем,  Богоявленскую церковь, где расположен музей, последний раз приводили в порядок в 1960-м.  На улице Ленина и других основных магистралях Калязина стоят полуразрушенные дома, оставляющие грустное впечатление. Иные дороги в Заречье, в том числе ведущие к музею, это и не дороги, в общем-то, а направления.

На ул. Карла Маркса

Объектам культурного наследия не хватает соответствующих табличек.  Кроме того, туристы должны иметь возможность беспрепятственного подхода к ним для фотосъемки, а для этого необходимо убрать частично загораживающие их сараи и высаживать новые деревья с учетом сохранения вида, а не просто на свободном месте.

 Здесь спасательные работы уже начались

Калязин — один из наших малых городов, некоторыми либеральными реформаторами уже приговоренных. Но ведь Россия — это не только две столицы и несколько десятков крупных мегаполисов — научно-промышленных центров. Это малые города, села, деревни, это тысячи километров водных, железнодорожный и покрытых асфальтом и щебнем путей, артериям, по которым струилась жизнь тысячелетней страны. А прежде всего — это люди. Располагая огромной территорией и несметными богатствами природных ресурсов, мы в состоянии обеспечить населению не просто достойное существование — процветание и поступательное развитие. Неужели толчком к нему могут быть только страшные потрясения, по которым звонил колокол?

 

Одиноко возвышается над водой калязинская колокольня — тема для непростых размышлений, для каждого — своя.

Евгений ШАПОЧКИН

 

Автор благодарит С. В. Мокрову и сотрудников Калязинского краеведческого музея за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *