Крылатому металлу хотят подрезать крылья: что будет с русским алюминием — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Мар 232022

Крылатому металлу хотят подрезать крылья: что будет с русским алюминием

Крылатому металлу хотят подрезать крылья: что будет с русским алюминием

Правительство и бизнес уже разработали ряд мер


В связи с военной спецоперацией на Украине ЕС утвердил уже четвертый пакет антироссийских санкций. В список попали предметы роскоши и сталь. Цветных металлов в списках подсанкционных товаров пока нет. Впрочем, удорожание рубля, отключение от SWIFT и туманное будущее российской внешней торговли уже сделали свое дело.

Алюминий – один из важных сырьевых компонентов для многих отраслей, в частности, для авиастроения – этот материал необыкновенно легок, не зря его называют крылатым металлом. Буквально за считанные недели алюминий стал необыкновенно дорог. Масла в огонь подлила Австралия. Она ввела односторонние санкции и запретила экспорт алюминиевого сырья — глинозема, алюминиевых руд и бокситов в Россию. Глава МИД Австралии Марис Пейн, сообщила что, далекая тихоокеанская страна вводит этот запрет чтобы ограничить возможности российских предприятий, производящих алюминий — важнейший экспортный продукт России. По словам чиновницы, почти 20 процентов потребностей российской экономики в глиноземе обеспечивались за счет австралийских поставок.

Считается, что данная рестрикция жестко ударит не только по производству крылатого металла, но и по всей цепочки связанных отраслей – от авиа и автомобилестроения до оборонки. Особое значение алюминиевые конструкции имеют для строительства и инфраструктуры.

И хотя «РУСАЛ» уже заявил, что сможет заместить австралийскую потерю, серебристый металл стал чрезвычайно дорог.

Уже 21 марта, цены на алюминий выросли в Лондоне (биржа LME)  более чем на 5% на фоне новостей о решении Австралии.  По итогам торгов алюминий подорожал на LME на 4,1%  до  $3518 — ранее выйдя на самое высокое значение между 9-м и 21-м марта — $3574 за тонну.

Такие цены хороши для экспортеров, но внутри страны они разорительны.

Что будет происходить с крылатым металлом, в принципе, понятно. Вопрос в том, как преодолеть этот кризис, какие шаги уже сделаны и какие будут предпринимать российские власти и бизнес.

Лондон гудбай

Сразу оговоримся, что о радикальны мерах, вроде приостановки поставок алюминия в западные страны, речи не идет. Это очень важный канал получения валютной выручки. Да и прервав поставки, придется куда-то выпущенный алюминий девать — российская экономика не сможет переработать весь объем.

Что же она сможет? Во-первых, установить собственные цены.

Минпромторг решил отвязать Россию от Лондонской биржи металлов в Лондоне (LME).  Речь идет о том, чтобы внутренние цены в металлургической отрасли в России рассчитывались в рублях и не были зависимы от  конъюнктуры в столице Туманного Альбиона. Считается, что это поможет снизить ценовое давление на внутренних потребителей.

Внутрироссийские правила для такого ценообразования отрасль должна представить до конца марта.

— Теперь цены на металл станут рассчитываться в рублях. Металлурги будут нацелены в первую очередь на обеспечение внутренних потребностей, — объяснил министр Денис Мантуров. Он добавил, что металлистов решили обеспечить контрактами благодаря инфраструктурным стройкам. Планируется, что это позволит обеспечить необходимые объемы производства металла, сохранить предприятия и рабочие места.

Теперь именно в рублевом пространстве и с точки зрения значимости для страны будут решаться вопросы с начислением налогов по металлургическим компаниям. Напомним, до этого в январе был введен повышенный НДПИ для металлистов и акцизы на сталь, привязанные к мировым ценам на металл.

 

По сути, сейчас создается жесткий механизм контроля, фактически государственно-общественного регулирования отрасли. В то же время, стало известно, что LME ведет переговоры с правительствами о том, следует ли ей и дальше разрешать поставки российских металлов в свою складскую сеть из-за непредвиденных последствий на фоне санкций.

От этого зависит, пойдет ли дальнейший рост цен на медь и алюминий вверх. Причем, если российские экспортные цены по-прежнему будут привязаны к котировкам, то на этом удастся неплохо заработать.

Металл для себя

…и по максимуму. Так можно охарактеризовать другое направление работы властей. Например, Минстрой России обеспечил возможность применения новых материалов для ограждающих конструкций. Это, в первую очередь, алюминиевые сплавы.

Ведомство приняло решение внести  Изменение № 1 к СП 362.1325800.2017 «Ограждающие конструкции из трехслойных панелей. Правила проектирования».

— Конструкции из трехслойных панелей типа «сэндвич» с обшивками из алюминиевых сплавов и коррозионностойкой стали применяются не только для защиты объектов от негативного воздействия окружающей среды, но и на производствах со среднеагрессивной и сильноагрессивной средой, — пояснил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сегей Музыченко.- Учитывая использование новых типов сэндвич-панелей, в том числе с различными облицовками, оптимизированными для агрессивных сред, появляется возможность увеличивать жизненный цикл здания и снижать стоимость его эксплуатации

Алюминий найдет себе место в химических, металлургических, нефтеперерабатывающих, пищевых предприятиях.

Важнейшее свойство металла – его чистота. Он не притягивает пыль и грязь, биологически нейтрален. Это прямой путь для использования «серебристого золота» на медицинских объектах, в фармацевтике, электронной промышленности. Низкий углеродный след обеспечивает применение его в зеленых технологиях.

Кабельщики переходят на алюминий

До 2025 года планируется на 80% заменить медь на алюминий и сплавы на его основе в кабельной отрасли. Об этом шла речь на открытом заседании сектора «Энергетика» Алюминиевой Ассоциации, которое состоялось на площадке ГК «Москабельмет».

Состав сектора был внушительным: «Ункомтех», «Камкабель», «Богословский кабельный завод», ГК «Москабельмет», «Саранскабель», ВНИИКП, «Энергокомплект», ЭМ-КАТ, «Белтелекабель», «Цветлит», «Балткабель», «Энергосервис» и «Акрон-Холдинг».

Производители кабелей отметили, что ключевое значение при максимальном внедрении алюминия будет иметь позиция крупнейшего производителя – РУСАЛа по сохранению цен на металл. Пока компания держит марку. Так она оставила рублевые цены на март на уровне января-февраля 2022 года для потребителей с внутреннего рынка. Компания и в дальнейшем хочет поддерживать отечественного потребителя.

Задача кабельщиков в ближайшие годы – довести до людей необходимость перехода с меди на алюминий. Такое мнение высказал руководитель сектора «Энергетика» Алюминиевой Ассоциации, генеральный директор ГК «Москабельмет» Павел Моряков.

По его мнению, использование крылатого металла позволит на 50% сократить стоимость текущих проектов. Кабельщики уже сейчас осуществляют переход на алюминиевую кабель-проводниковую продукцию и намерены показать, что в большинстве проектов можно применять алюминий 8ххх серии.

По его мнению, использование крылатого металла позволит на 50% сократить стоимость текущих проектов. Кабельщики уже сейчас осуществляют переход на алюминиевую кабель-проводниковую продукцию и намерены показать, что в большинстве проектов можно применять алюминий 8ххх серии.

Первый в России

Не кабелями едиными – в Нижегородской области строится первый в России алюминиевый мост.

— Возведение автомобильного моста через реку Линда началось 1 февраля и идет с опережением графика, — сообщили в подрядной организации ООО «Виадук-М». Сейчас подрядчик устраивает фундамент.

Напомним, что сооружение появится на автодороге Толоконцево-Могильцы на Бору. Длина переправы составит 72 метра. Стоимость работ по контракту -403,9 миллиона рублей, срок строительства — до 30 сентября 2023 года.
— При строительстве используется отечественная продукция, которая производится на заводах Красноярского края, Чувашии, Самарской и Свердловской области, — пояснил руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой ассоциации Евгений Васильев

В инженерном плане мост будет выполнен из четырех алюминиевых пролетов по 18 метров каждый и автодорожных подходов к нему. Для строительства используются  ортотропные плиты из алюминиевого сплава — конструкции могут выдержать высокие нагрузки. Им не требуется регулярного восстановления антикоррозийного покрытия.

Видится, что внедрение новых сплавов на основе алюминия и других российских металлов, использование отечественного материала в крупнейших инфраструктурных проектах сможет смягчить кризис, сохранить активности и рабочие места. Остается лишь надеяться, что у государства хватит денег для их финансирования. Хотя система жесткого государственного контроля, попытка заместить все и вся, тратя на это гигантские средства могут камня на камне не оставить от этой концепции.

Даниил МАЦЕЙКО


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *