Мастер-план: от простых планировочных решений к глобальной стратегии развития регионов — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Май 162022

Мастер-план: от простых планировочных решений к глобальной стратегии развития регионов

Мастер-план: от простых планировочных решений к глобальной стратегии развития регионов

Сегодня одной из наиболее обсуждаемых тем в градостроительной практике   стал мастер–план, который пока еще нигде не закреплен законодательно. В структуре всей документации этот термин занял место «пред-генплана» или концепции генплана. Часто он эквивалентен тому, что принято называть стратегией пространственного развития. И хотя мастер-план уже широко вошел в градостроительную практику, единого понимания этого термина пока нет.

Равен ли мастер-план стратегии пространственного развития

Мастер-план находится на стыке между генеральным планом и стратегией социально-экономического развития. При разработке мастер-плана акцентируется внимание на концептуальных вопросах в области пространственного планирования на муниципальном уровне.

— Сегодня сложилась устойчивая практика именовать концептуальную стадию разработки генерального плана «мастер-планом». Таким образом, понятие «мастер-план» де-факто стало использоваться как синоним понятия «стратегия пространственного планирования», — рассказывает академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ) Дмитрий Наринский.

Этот подход впервые получил документальное подтверждение в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 №1566-р, которым был утвержден «Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Свободного Амурской области». Именно в нем присутствует следующая фраза: «Подготовка стратегии пространственного развития (мастер-плана) г. Свободного как основы для актуализации генерального плана и правил землепользования и застройки г. Свободного, а также подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования». Таким образом, была зафиксирована тождественность понятий: «стратегия пространственного развития» и «мастер-план», что нашло своё развитие в дальнейшем.

По словам советника директора Института Генплана Москвы Максима Перова, интерес и потребность в мастер-планировании возникли «снизу», что довольно редко происходит со стратегическими градостроительными документами. Одним из первых мастер-планов для Института Генплана Москвы стала концепция развития Севастополя. И чем больше таких проектов, тем выше спрос на них в регионах: сегодня в разработке института сразу два таких документа.

Как считает Максим Перов, главная причина интереса к мастер-планам очевидна. Дело в том, что по закону о стратегическом планировании документы стратегии социально-экономического развития первичны по отношению к документам территориального планирования. Однако на практике, при переходе от языка экономики к языку градостроительства, проектировщики сталкиваются с «трудностями перевода». И мастер-план как раз помогает трансформировать задачи экономики в понятные проектировщикам технические задания. Преимущество мастер-плана также в том, что он представлен простыми и понятными каждому текстами и схемами, а срок его разработки гораздо короче. При этом все гипотезы можно довольно быстро проверить. 

Законодательный документ или мягкая концепция?

По словам эксперта Союза архитекторов России по градостроительству и территориальному планированию, члена ISOCARP Александра Антонова, главное — позволить муниципальным органам власти больше творить и экспериментировать в своих мастер-планах, а для этого необходимо снять с них режим излишнего контроля. Требуется, чтобы у всех было единое понимание и градостроительного законодательства, и подхода власти к планированию.

И второе, по мнению Александра Антонова, нужно позволить муниципальным образованиям тратить деньги на мастер-планирование. Ведь сейчас мастер -планы делают в основном за счет землевладельцев, девелоперов, агентов развития, фондов и т.д. А муниципальные органы власти оказываются недостаточно включенными в эту работу, не неся достаточной ответственности за эти документы. Поэтому нередко впоследствии разработанные документы ложатся в стол.

— Не думаю, что нужно срочно сейчас вводить мастер-план в виде какого-то обязательного нормативно — законодательного документа или срочно делать какие-то регламенты, нормативы, стандарты мастер-плана. Главное ведь не бумажку сделать, а какие-то проблемы решить с помощью этой исследовательской и прогнозной   работы, — считает Александр Антонов.

По мнению Дмитрия Наринского, сейчас особенно остро ощущается разрыв между целеполаганием и решениями, формирующими содержание генерального плана. Произошло вымывание стратегической компоненты из содержания генерального плана. Дальнейшие трансформации документа, ныне именуемого «генеральным планом», должны привести к его концентрации на вопросах инфраструктурного развития территории. Таким образом, «генеральный план» превратится в «инфраструктурный план» или «план инфраструктурного развития», и в нём будут решаться соответствующие задачи. Такой документ может стать прикладным инструментом.

А вот советник директора Института Генплана Москвы Максим Перов считает, что нельзя загонять мастер-план в жесткие рамки. Необходимо выработать рекомендации и зафиксировать их приказом компетентного органа власти. Аналогичные меры принимались в отношении региональных стратегий социально-экономического развития — в них достаточно мягко указан минимальный состав документа. Именно на таком уровне может быть регламентировано понятие мастер-плана. 

А что думают по этому поводу в Минстрое?

Сегодня для легитимизации мастер-планов Минстрой России готовит ряд изменений в законодательстве Российской Федерации, регулирующем деятельность в сфере градостроительства.

— В частности, планируется разработка и утверждение Стандарта мастер-плана, который отразит в себе все практики, выполняемые в стране в части подготовки таких документов, — прокомментировал работу Минстроя над документом первый замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.

Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.

На основании поручения Президента России Владимира Путина по развитию городов Дальнего Востока уже утверждены методические рекомендации по разработке соответствующих документов, получивших наименование – мастер-план.  Определены 25 городов, которые на практике применят эти рекомендации, а первые итоги этой работы будут подведены осенью на Восточном экономическом форуме.

Кроме того, утверждено техзадание на разработку мастер-планов туристических территорий корпорацией «Туризм.рф», где основной упор сделан на оценку туристического потока и инвестиционную составляющую проектов. Более 10 мастер-планов на сегодняшний день разрабатываются на территории Большого Алтая и Камчатки.

Для законодательного закрепления понятия «мастер-план» нужно определить содержание этого документа и то, какие нормативно-правовые акты или иные документы он может заменить. Также необходимо проанализировать последствия от введения данного документа на территориях регионов с тем, чтобы не усложнять им работу.

Наталья РОСТОВА

(на фото вверху — мастер-план Дербента)

Справочно:

Термин «мастер-план» появился в России 12 лет назад, когда голландская компания KCAP Architects & Planners разработала для Перми первый в отечественной практике городского управления документ такого рода, который получил наименование «стратегический мастер-план».

В мастер-плане предлагаются разные варианты развития территории, в том числе концептуальное зонирование территории, эскизные планировочные решения, определяется наиболее предпочтительный вариант развития территории, формируются приоритеты развития территории, определяется инвестиционная модель и источники финансирования реализации мероприятий.

Сегодня понятия «стандартный мастер-план», как такового, не существует, и каждый из мастер-планов по–своему индивидуален.


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *