Палех. Путешествие в страну Жар-птицы — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Мар 122021

Палех. Путешествие в страну Жар-птицы

Палех. Путешествие в страну Жар-птицы

В конце августа 2007 г. в центре Москвы открылась новая станция метрополитена – «Трубная». Вообще-то ее замышляли построить давно и включали в планы прокладки то одной линии подземки, то другой, пока, наконец не утвердили в составе десятой, Люблинско-Дмитровской.  Художник и скульптор проекта «Трубной» Зураб Церетели для красочного оформления среднего нефа подземного вестибюля предложил использовать цветные витражи с подсветкой, изображающие 12 исторических русских городов и сел – Москву, Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль, Новгород, Псков, Ярославль, Боголюбово, Кижи, Коломенское и Палех.


Боголюбово и Коломенское – великокняжеская и царская резиденции и, как и Кижи, заповедники русского зодчества. Палех – старинное поселение мастеров-иконописцев и один из центров народного промысла, лаковой миниатюры. Но чем же так знаменит этот небольшой поселок, ныне – райцентр Ивановской области, что именно его, не Хохлому, не Гжель, выбрали для украшения станции столичного метро?

Палех на «Трубной»

Удельное княжество, князья Палецкие и пол-слова о Пожарском

Некоторое время поселение Палех служило столицей удельного княжества, о чем мало кто знает. Маленькое Палецкое княжество образовалось в результате раздела княжества Стародубского между четырьмя сыновьями его владельца. Здешние земли отошли младшему сыну стародубского князя Андрея Федоровича Давиду, участнику Куликовской битвы, прозванному Палицей. Поэтому и род стал носить прозвание Палицких, а потом – Палецких. А не Палехских. От другого сына князя Андрея, Василия, началась другая княжеская фамилия, Пожарских, прославленная спасителем Отечества Дмитрием Пожарским.

Палехское княжество начинается…

К концу XV века княжество вошло в состав Московского государства, а его князья верно служили Василию III и Ивану Грозному. Дочь одного из Палецких стала женой младшего брата царя, Юрия Васильевича, от рождения глухонемого. Их единственный сын не прожил и года, а немного перевалив за 30 лет, скончался и князь Юрий, после чего вдова Иулиания, постригшись в монахини с именем Александры, отправилась в Новодевичий монастырь. При жизни Юрий имел немалый удел, хотя распоряжался им больше тесть, Дмитрий Палецкий-Щереда и, возможно, другие родственники княгини. В годы опричнины вдова брата прогневала Ивана Грозного сочувствием к казненным и ее утопили вместе с Ефросиньей Старицкой в Шексне. Обе княгини причислены к лику местночтимых вологодских святых, правда, есть версия, что Иулиания-Александра мирно дожила свой век в Новодевичьем. Не единственная загадка нашей истории, которая вряд ли скоро будет разгадана.

Удельные князья переходили на службу князьям Московским, отдавая свои земли, и взамен получали другие вотчины. Род Палецких пресекся тогда же, при Иване Грозном, а палехские владения царь завещал своему сыну Ивану по духовной грамоте. После Смуты ими пожаловали Бутурлиных, участников Московского ополчения.

К XVII веку относится первое письменное упоминание о Палехе, хотя многочисленными исследованиями доказано, что люди селились здесь чуть ли не со времен прихода Рюрика на Русь. В седую старину в селе существовали три деревянных храма, причем два из них носили имя пророка Илии, а третий был посвящен празднику Воздвижения Креста Господня.

Берег Палешки

Стоит Палех на трассе, соединяющей Ростов Великий с Нижним Новгородом, а через город протекает речка Палешка (старое название – Палекша, такое созвучное многим русским топонимам). До ближайшего города, Шуи, около 30 километров. Шуяне в старину славились шубным промыслом. Выделывали овчины и в Палехе, а еще пахали землю, держали ямские дворы, ткали холсты, занимались резьбой по дереву.

В том же XVII веке в селе начал развиваться иконописный промысел. По одной из легенд, сюда бежали монахи, успевшие спастись из сожженных Батыем городов Владимиро-Суздальской Руси. Вырубили лес и, спалив сучья да комли, поставили по его опушке избы – отсюда и название «палешане». Насколько достоверно это предание, кто знает, но чувство меры и красоты вполне могло быть привнесено на берег Палекши мастерами, писавшими по канонам лики святых.

Улица в Палехе

Первые иконописцы-палешане отправлялись зимой на заработки в Москву и крупные русские города, учились, творили. Возвращаясь, привозили иконы из столицы, Новгорода, Вологды, Архангельска. В их ранних работах прослеживаются черты ростово-суздальской и новгородской школ иконописи, строгановской иконописной  традиции. Но со временем в Палехе сложилась своя, уникальная манера иконописания.

Иконописцы, стенописцы и живописцы

В музее

Ранние палехские иконы похожи предпочтениями в цветовой гамме – белые, розовые и оранжево-коричневые тона изображений на охристом фоне. При этом лики схожи между собой, иногда – более крупные, зато  сами фигуры разнятся свободно принимаемым положением тел. Одна из особенностей – пробелА, светлые пятна на ликах и обнаженных участках тел, плавно переходящие в тень. С годами особенности палехского стиля в иконописи становятся заметнее. Количество клейм, обрамляющих икону, строго соответствует канонам богослужения, а окружающим деталям, будь то фрагменты пейзажа или зданий, придается затейливая, изящная форма, они словно переливаются, дышат, живут. Искусно прописаны солнце, луна, звезды, деревья, травы, холмы, звери и птицы. Специалисты замечали, что иконы палехского письма словно вторили церковным песнопениям.

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Конец XVIII- нач. XIX в.

Мастерство иконописцев-палешан в XVIII веке уже признано: им заказывают иконы для соборов, приходских храмов и монастырей, в том числе и для православных церквей Сербии, Валахии, Болгарии. Палех богатеет; Бутурлины, поощряя доходный промысел, стараются не отдавать палешан в рекруты, отправляя вместо них на военную службу крепостных из других имений. Интересный факт приводит в своей книге «Палех и палешане» директор музея О. А. Колесова:

«Палехские крестьяне могли себе позволить не просто нанимать себе работников, но и покупать их. В одном из писем Петр Бутурлин отказывается от покупки крестьян господина Шарапова, «ну а если кто из крестьян наших их купить пожелает, то я им позволяю и купчую пришлю».

«Знамение». Нач. XIX в.

Палехское искусство не стоит на месте, оно развивается. Цвета светлеют, контрасты становятся резче. В культовой живописи России, как и в других областях творчества, присматриваются к европейским образцам. Новые приемы именуют «фряжской манерой», сглаживаются резко взмывающие вверх холмы и скалы, уменьшается число деталей, торжествует линейная перспектива. Теперь над иконой работает только один мастер, в то время, как раньше за лики и фон отвечали разные иконописцы, «личники» и «доличники».

Лики писались тонкими многослойными плавями: на основной цвет слой за слоем наносили более светлые цвета, выделяя выпуклые части головы. Затем «наплавлялись» румянцы, за ними прописывали зрачки, волосяной покров. Все соединялось полутонами и «сплавлялось» в единое целое так, чтобы предыдущие плави просвечивали через завершающий слой. Пробела имели форму пятен, медленно переходящих в тень; с особым старанием относились к пейзажу и архитектурным деталям.

«Чудо Георгия о змие». Вторая четв. XIX в.

В XIX веке положение фигур святых однообразнее, монотоннее, зато появляется окаймление иконы клеймами с изображением святых и их деяний. Создаются иконописные минеи, своего рода иллюстрированный календарь православных праздников – на полгода, на год. В технике появляется новый прием, «цировка» – одежды на изображениях процарапывают иглой до золотого фона, создавая иллюзию украшений и драгоценных камней, унизывающих пурпурные плащи и торжественные облачения.

К этому времени иконопись становится в Палехе ведущим ремеслом. Создаются иконописные мастерские. Первую открыл Лев Михайлович Софонов, у которого работали лучшие мастера – Евстигней Першин, Петр Баканов, Федор Зиновьев и другие. Еще большего успеха добился племянник Льва Софонова, Николай Михайлович. Его семейная мастерская стала крупнейшей в Палехе, а из столиц и других крупных городов страны сюда поступали заказы не только на писание икон, но и на реставрацию иконостасов и стенописи в древних русских храмах – Новгородской Софии, владимирских и ростовских соборах, Ипатьевского монастыря в Костроме. Знаменитая высоким качеством и искусными умельцами мастерская Софонова получила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества», а самому Николаю Михайловичу царским указом было присвоено звание Потомственного почетного гражданина.

Усадьба Софоновых – Дом ремесел

Прославились многие палехские иконописцы, в том числе и семья Белоусовых, занимавших несколько соседних домов по нынешней улице Ленина – в 1880-х они расписывали Грановитую палату Московского Кремля. Мастерская Белоусовых немногим уступала софоновской, а были еще иконописные мастерские Коровайковых, Париловых, Соколова, Салаутина и небольшие артели. На месте обветшавшего с годами дома В. В. Белоусова в 2014 г. построено новое здание музейно-выставочного комплекса.

Икона работы М. В. Белоусова – «Богоматерь Корсунская». 1898 г.

Можно сказать, что палешане – одни из первых российских профессиональных реставраторов. В трагические 1930-е они принимали участие в спасении фресок Троицкого собора Макарьева монастыря в Калязине – тогда, в лютую стужу, фрагменты стенописи примораживали к мгновенно замерзающей влажной ткани и отделяли от стен обреченного храма по кусочкам. Большая часть этих сокровищ русского искусства до сих пор хранится в коробках в городском музее Калязина и, может быть, их удастся собрать и вернуть людям.

Труд иконописцев не был легким: уже к сорока годам мастер начинал терять зрение и твердость руки. Из мастерской его увольняли, и еще несколько лет он мог писать на дому дешевые, простые иконы. Условия труда кратко, но емко описаны Горьким – духота, клубы махорочного дыма, тяжелый запах от протухших остатков яиц. Многих косила чахотка, ставшая профессиональной болезнью иконописцев. При этом своим искусством они гордились, и не без оснований. Хотя палешанам и в седые времена доставалось, и сейчас порой достается от критиков. Увы, во все времена найдется тот, кто пожертвует качеством в угоду количеству или конъюнктуре. Но мы не о них говорим.

С отменой крепостного права часть палехских мастеров покинула родное село, чтобы открыть собственные мастерские в Москве и других крупных городах. Так уехал в Петербург и потомственный иконописец Дмитрий Николаевич Корин, отец знаменитого художника Павла Дмитриевича Корина, известного многим по хрестоматийному изображению Александра Невского. Дом Кориных – старейшее деревянное здание в Палехе, построенное еще в 1860-х. Он сохранен, и в нем теперь музей.

Дом-музей П. Д. Корина

Известными живописцами стали родной брат П. Д. Корина Александр и двоюродные братья Алексей и Андрей Михайловичи Корины. Среди их произведений встречаются и пейзажи с видами Палеха. Интересный факт: Павел Корин создавал эскизы для витражей станции московского метро «Новослободская», а спустя полвека витраж со стилизованным изображением Палеха украсил «Трубную».

Дмитрий Корин поступил работать в питерскую мастерскую Макария и Василия  Пешехоновых, где трудились и другие мастера из Палеха. Это в мастерской Пешехоновых начали украшать иконописные изображения «цировкой»; сюда же поступил заказ на писание икон для иконостаса Крестовоздвиженского собора в Палехе.

Собор на Горе

Крестовоздвиженский собор

Место, над которым возвышается белоснежный с небесного цвета главами Крестовоздвиженский собор, с давних пор именовали Горой. Сейчас Гора – это улица Ленина, и ее полосы с односторонним движением охватывают собор с севера и юга, образуя большую площадь, которая начинается от пересечения с другой основной магистралью поселка, улицей Баканова. Ту называли «Поповым порядком» – триста лет назад здесь стояли только дома священнослужителей и церковно-приходские школы.

Автограф зодчего XVIII века

Храм, выстроенный «кораблем», сложен в 1762-1774 гг. на средства палешан и жителей десятка соседних деревень, духовно окормлявшихся в Палехе. На западной стене трапезной видна надпись «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов». Крестовоздвиженский престол расположен в центральной части здания; над ним высится шестиярусный иконостас. К трапезной симметрично примыкают приделы Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. Еще один престол устроен в верхней части двухсветного храма и посвящен Архистратигу Михаилу. Сюда, на лоджию хоров, ведущую к иконостасу, можно подняться по винтовой лестнице.

Казанский придел

Четырехстолпный храм с далеко выдающимся вперед алтарным выступом, почти незаметно разделенным на три апсиды, конструктивно скомпонован как два яруса последовательно убывающих в размерах четвериков, увенчанных пятиглавием с более крупной главой в центре. Трапезная соединяет его с шатровой колокольней в традиционной форме «ярославской свечи», через двери которой направляются к службе прихожане. Небольшие главы возведены и над тремя престолами, а колокольню украшают изразцы. В скромном декоре заметны черты узорочья (ширинки с изразцами, пояса поребрика над цоколем храма и «язычков» под кровлей трапезной, колонки, разделяющие апсиды, аркатура, относящая к эпохе кокошников и закомар) и московского барокко, особенно – в ступенчатых объемах, скругленных углах алтарей приделов и килевидных очельях – завершениях наличников.

Крестовоздвиженский собор. Фрагменты стенописи

Стены храма расписывали московские и палехские мастера, и, к счастью, росписи сохранились, хотя с установлением Советской власти храм отвели под музей, что спасло и само здание, и иконы. Но и до революции собор сравнивали с музеем по изобилию образцов древнерусского искусства. Стенопись выполнена в манере, свойственной для XVIII столетия, и представляет собой сцены из Священного писания. К сожалению, сильно пострадала за столетие фреска на восточной стене, над алтарем, посвященная Воздвижению Креста.

Свод трапезной

В старину у стен храма, как водится, шумел торг. Сейчас в западной части площади – сквер с бюстом Ленина, взирающим на собор, настоятеля которого, о. Иоанна Рождественского, в 1922 г. расстреляли по «Шуйскому делу», и фонтаном «Сноп», авторской работой палехского мастера Николая Дыдыкина. В юности Дыдыкин, как и его отец, дяди, дед, прадед, освоил искусство иконописи, но судьба предназначила ему стать скульптором. В восточной части площади Николаем Дыдыкиным создан мемориал в память об односельчанах – участниках Великой Отечественной, а за стелой восстановлена часовня Александра Невского. После войны Николай Дыдыкин участвовал в восстановлении Петергофа, а самая известная его работа – памятник Пушкину во дворе дома поэта на Мойке. Свой же дом скульптор завещал родному Палеху; теперь на улице Ленина, 25а – музей-мастерская Н. В. Дыдыкина.

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина

Незримая линия, проходящая через храм и часовню, делила город на две части, одной из которых владел Иван Бутурлин, а другой – его сын Емельян. Дважды в год, весной, на Масленицу, и в сентябре, в праздник Воздвижения, на этой площади устраивали богатые ярмарки. Палешане традицию возродили; ярмарка – это же тоже праздник. И «Сноп» реставрировали, при этом применили технологию 3D-печати.

Фонтан «Сноп»

Белый двухэтажный каменный «Дом ремесел», где занимаются теперь с детьми – это главный дом усадьбы Софоновых, тянувшейся раньше почти до Ильинской церкви. На ее погосте нашли упокоение многие палехские иконописцы и живописцы. Храм строился в 1790 г. на народные деньги, как кладбищенский. Расписывали его софоновские мастера. Композиция храма также осевая: два яруса четвериков под скромной главкой и трапезная с шатровой колокольней. Превращенный после революции в склад, он сильно пострадал, и после возвращения здания верующим, прихожане писали для него новые иконы.

Ильинская церковь

В источниках упоминается и другой храм Ильи Пророка, стоящий, видимо, там, где со временем появились Александро-Невская часовня и мемориальный комплекс.

Мемориальный комплекс и Александро-Невская часовня

Вместе с часовней приписана к Ильинскому храму рубленая церковь иконы «Взыскание погибших». Она стоит у южного въезда в Палех, на улице Зиновьева, продолжающей  улицу Баканова до самой черты поселка. Храм возведен на средства игумена Филарета, настоятеля Ильинской церкви и других благотворителей и также является кладбищенским. Его конструкция представляет собой установленные на четверик с прирубленным пятистенным алтарем два убывающих в размерах восьмерика под серебристым шатром и трапезную с другой стороны, над двускатной крышей которой выведена восьмигранная башенка с шатровым завершением. Еще одна главка поставлена над алтарем. Надо сказать, что деревянная церковь гармонично вписывается в лесной пейзаж и, видимо, потому нашла достойное место на витраже в московском метро. Храм начали строить в 1999 г., освятили в 2008-м, а станцию «Трубная» сдали за год до этого.

Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

На том же витраже на «Трубной», над стилизованными изображениями палехских храмов, распростерла крылья Жар-птица. Это геральдический символ всего Палехского района. Ее можно встретить и на стене Дома ремесел, и на стелах при въезде в Палехский район и сам поселок. Палех – не город, своего герба не имеет, но в коллекциях фалеристов можно найти значок с его именем и сказочной птицей на черном фоне гербового щита. 

На въезде в Палех

Рожденное революцией, или от иконы – к лаковой миниатюре

Сейчас Палех – поселок городского типа с пятитысячным населением, шестьсот человек из которого заняты лаковой миниатюрой, живописью и другими видами изобразительного искусства, в том числе и возрожденным иконописанием.

В. М. Ходов. «Вся власть Советам». 1969 г.

К концу XIX века на палехскую иконопись оказывает заметное влияние академическая, светская живопись; изображения святых на отдельных иконах выглядят портретами. Но в целом присущее Палеху своеобразие удалось сохранить.

Работами палешан восхищались А. Н. Майков, Н. С.Лесков,  П. И. Мельников-Печерский, Н. А. Некрасов, позже – и советские писатели и поэты. В защиту самобытности палехского искусства выступал видный ученый-историк и археолог XIX века Г. Д. Филимонов, называя Палех «селом-академией народной». Гете писал, что мечтает побывать здесь, чтобы своими глазами увидеть, как в избах посреди глубоких снегов русские мужики пишут иконы византийского стиля высочайшего качества. Палехские иконы «такого письма, которому позавидовали бы мастера лаврские», – отмечал С. В. Максимов, академик, этнограф и писатель, оставивший нам немало интереснейших книг, посвященных русским народным традициям и верованиям. В нижегородской мастерской палешанина Салабанова начинал трудовой путь Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Максим Горький.

М. И. Шемаров. «Об Иване Голикове». 1969 г.

И с революцией все рухнуло в одночасье – новая власть в иконописцах не нуждалась. Помогло сохранить многовековой промысел обращение к искусству лаковой миниатюры: в подмосковном Федоскине уже давно расписывали и покрывали лаком шкатулки из папье-маше. У истоков нового палехского ремесла встали И. И. Голиков и А. А. Глазунов; вскоре к ним присоединились приехавшие в Москву А. В. Котухин и И. П. Вакуров. В Палехе работу в новом стиле начали И. М. Баканов и И. В. Маркичев.

Дом-музей И. И. Голикова

Это имена родоначальников палехской лаковой миниатюры, сформировавших ее стиль, принципы и технические приемы. Первые работы высоко оценили в руководстве московского Кустарного музея, в том числе земляк палешан профессор А. В. Бакушинский, чье горячее участие сыграло важную роль в становлении искусства Палеха, Холуя и Мстеры. Выполненные по заказу музея произведения демонстрировались на выставках в Венеции и Москве. В декабре 1924 г. в Палехе организовалась «Артель древней живописи», в которую, кроме Голикова, Баканова и Маркичева вошли братья А. В. и В. В. Котухины и А. И. и И. И. Зубковы.

Дом Котухиных, где состоялось первое собрание Артели

Палешане начали выпуск покрытых росписью простых бытовых предметов: шкатулки, тарелки, очечники, портсигары, пудреницы, письменные приборы. Темой для сюжетов стали герои нового времени – рабочие, крестьяне, бунтари и, конечно, большевики. С особой любовью писались сцены народных гуляний, былинно-песенной тематики. Охоты и сражения с изображением бешено мчащихся коней особенно ярко выписывал Иван Голиков: круто изогнутые шеи его скакунов стали одной из визитных карточек палехской лаковой миниатюры и логотипом Государственного музея палехского искусства (ГМПИ). К образу удалой русской тройки обращались и обращаются другие здешние живописцы. Впрочем, не только в Палехе.

«Тройка» Голикова

Работы других художников Артели также демонстрируют высочайшую технику и знание традиций. У Баканова фигуры словно парят, плывут на черном фоне; его и называли мастером «плавей». А до революции И. М. Баканов участвовал в реставрации росписей Благовещенского собора в Московском Кремле, работал в Ипатьевском монастыре, в Петербурге, Петергофе, расписывал залы Исторического музея, преподавал…

Слева – дом Бакановых на улице Баканова

Иван Маркичев посвятил множество работ сюжетам русских песен, пушкинских сказок, деревенских праздников и трудовых будней селян. Непревзойденным мастером пейзажа называли Ивана Зубкова, с такой любовью и тщательностью писал он склоны холмов, деревья, растущие на них и деревенские избы по берегам рек. Александр Котухин в своих работах часто обращался к легендам и сказаниям… Нередко мастера изображали на своих шкатулках, ларцах и других изделиях виды родного села.

Был, конечно, и агитлак с житиями вождей, куда без этого. А были и другие работы, с доброй усмешкой авторов дошедшие до нас через столетие: «Садко приветствует успехи индустриализации в СССР» или «Суд пионеров над Бабой Ягой».

Н. М. Зиновьев. «Суд пионеров над Бабой Ягой»

Павел Баженов, пришедший учиться в Артель первым, лаковой росписью не ограничивался. Он выполнял декорации к театральным спектаклям в Москве и Ленинграде, в том числе для Большого театра, иллюстрировал книги, украшал фарфор и оставил меж тем любителям азартных игр уникальную колоду игральных карт, выполненных в палехской манере. Они пользовались спросом в СССР, а теперь их в числе прочих русских игральных карт печатает австрийская фирма.

П. Д. Баженов. Игральные карты. 1937 г.

Палехские мастера кисти не покупали, а делали их сами, из меха добытой непременно в августе белки. Они умели работать маслом, но по традиции предпочитали яичную темперу – желток яйца смешивали с квасом, добавляя растертые разноцветные камни и уксус – для сохранности. Сейчас, правда, часто используют красители искусственного происхождения. Черному фону лаковой миниатюры особую глубину придает золото. И эту краску палешане готовили сами, перетирая тончайшие пластинки сусального золота с гуммиарабиком до нужной консистенции. «Творёным золотом» называли. Золотой узор шлифовали волчьим зубом, а пыль после шлифовки смахивали перышками.

Но главное в Палехе – на взгляд непосвященного во все тонкости ремесла – то, что роднит его с шедеврами русской иконописи. Это идущие от древних иконописцев пропорции в изображении фигур, изогнутые позы, многоплановость, яркая цветовая гамма, погружающая зрителя в неповторимую атмосферу русского народного праздника. Новые герои приходят в работы палехских мастеров из произведений русских и советских писателей и самой истории страны с ее битвами, трудовыми свершениями и реалиями дня.

К. М. Мельников. «Лампочка Ильича». 1969 г.

Огромную поддержку палехским живописцам оказал Горький. Он называл искусство Палеха «одним из чудес, созданных революцией», защищал от нападок, приезжал сюда вместе с Роменом Ролланом, помогал Павлу Корину… И палешане, благодарные писателю, часто обращались к его произведениям в своих работах. А в память о нем переименовали в улицу Максима Горького Ильинскую слободу.

Жить в эпоху перемен

Устояв на очередном витке крутых перемен, палехский промысел продолжает существовать и развиваться. Вал репрессий конца 1930-х не миновал и творцов лаковой миниатюры. Гибнет в тюрьме А. И. Зубков, с 1935 г. возглавлявший преобразованную в «Товарищество художников Палеха» Артель. Многие из сторонников иконописной традиции сосланы. В октябре 1941 г. немецкая авиация разбомбила под Рыбинском эшелон, в котором ехали на фронт в том числе и палехские мастера П. Д. Баженов, В. В. Жегалов, В. М. Салабанов.

Дом К. М. Мельникова

На смену старшему поколению приходят молодые художники. Директором Товарищества, в 1954-м преобразованного в Палехские художественно-производственные мастерские становится А. Г. Баканов, ученик И. М. Баканова и Н. М. Зиновьева. Замечательные работы на тему советских песен создает Т. И. Зубкова, выделяются композиции А. А. Котухиной, Г. М. Мельникова, Н. И. Голикова и других мастеров. Лаковая миниатюра палешан пользовалась большим спросом за рубежом, пополняя валютные резервы страны.

И. В. Ливанова. «Первый спутник». 1972 г.

Искусство Палеха устояло и когда рушилась советская экономика, закрывались многие, в том числе и здешние производства. И хотя мастерские распались на несколько самостоятельных предприятий, традиции сберегли. При этом в лихие 90-е среди палехских работ встречались и картины «на злобу дня». Появлялись, конечно, и творения «под Палех». Но в эти же годы Р. Л. Белоусов расписывает ларец, изображающий сцены из жизни сказочной Снегурочки, а на крышке – грустный финал истории героини. Торжественным гимном любви и семейному счастью становится композиция «Венчание» Е. Ф. Щаницыной. Начинает свой цикл «сказок Пушкина» Н. П. Лопатин. Палехские художники продолжают былинные, песенные темы.

Старое здание училища

В стародавние времена в палехские мастерские принимали на обучение мальчишек с 10 лет. Своих сыновей хозяева учили бесплатно, других – за деньги. Через шесть лет юноша писал выпускную работу. В 1902 г. Комитет попечительства о русской иконописи открыл в Палехе школу-мастерскую, в которой преподавали И. М. Баканов, М. П. Парилов и др. Школу в 1918-м закрыли. Обучение молодежи азам ремесла возобновила в 1926 г. Артель древней живописи – сначала это была профтехшкола, потом ее преобразовали в техникум (1935 г.) и, через год, в Палехское художественное училище имени М. Горького. Занятия в нем вели лучшие палехские художники, в том числе и Н. М. Зиновьев,

Н. М. Зиновьев. «Битвы предков». Предмет из письменного прибора. 1943 г.

Николай Зиновьев, Герой Социалистического труда, народный художник СССР, лауреат Госпремии РСФСР имени Ильи Репина отдал делу обучения молодежи более 40 лет. Как и Баканов, он преподавал в первой палехской иконописной школе, сам писал иконы и реставрировал росписи в храмах. Занимаясь лаковой миниатюрой, создал ряд прекрасных работ, воспевающих героизм защитников русской земли со времен Александра Невского, первым в Палехе стал черпать вдохновение из произведений Горького, написал две книги, посвященные палехскому искусству и разработал методику обучения. После войны Зиновьев занимался восстановлением наружной росписи Успенского собора в Москве, а позже помогал восстанавливать лаковый кабинет дворца «Монплезир» в Петергофе, был и директором училища, и директором музея. Улица, ведущая в сторону Москвы, носит его имя.

Новое здание Палехского училища

Палехское училище подготовило более 1000 мастеров лаковой миниатюры. Многие из его выпускников вернулись в наше время к истокам – к иконописи и храмовой стенописи. В старом здании на улице Ленина, бывшем доме Коровайковых, сейчас размещается библиотека, а учебное заведение переехало в просторные корпуса на Шуйской улице. Некоторое время назад училище захотели было оптимизировать, преобразовав в художественную школу, но обошлось. И детская школа искусств в Палехе тоже есть.

Главное здание музейного комплекса и дом И. И. Голикова

В 1935 году при большой поддержке Горького и Бакушинского, а также Крупской, Луначарского и ряда деятелей советской культуры открылся Государственный музей палехского искусства. Многие художники безвозмездно передали в его фонд свои работы. Стараниями первого директора ГМПИ Г. В. Жидкова и его единомышленников коллекция вскоре выросла с 540 до полутора тысяч экспонатов. Ее пополняли не только работы палешан, но и произведения русской и зарубежной живописи. В музей поступали предметы из закрываемых в округе храмов, а также приобретенные в ходе научных экспедиций сотрудников.

Дом Салаутиных – музей лаковой миниатюры

Музей занял бывший дом Салаутиных, а один из его отделов до 1992 г. находился в Крестовоздвиженском соборе. В 2014 г. музей получил новое здание Экспозиционно-выставочного центра с выставочным залом и салоном-магазином на первом этаже и музеем иконы – на втором. Кроме того, в его комплекс входят музей лаковой миниатюры, дома-музеи П. Д. Корина и палехских художников И. И. Голикова, Н. М. Зиновьева (в соседнем Дягилево), музей-мастерская скульптора Н. В. Дыдыкина, библиотечно-информационный центр. Сокровищница музея сегодня – это около тысячи икон, более полутора тысяч предметов иконописной графики, две тысячи лаковых миниатюр, образцы декоративно-прикладного искусства.

Дом культуры

В Палехе работают три объединения художников лаковой миниатюры, несколько иконописных мастерских и три десятка индивидуальных предпринимателей. При изготовлении больших работ, в том числе иконостасов, мастера вновь делятся на «личников» и «доличников»; над созданием же небольших икон трудится один иконописец. Работает строчевышивальная фабрика, развивается туристическое направление, жители заняты в торговле, транспортной отрасли и обеспечивающей поселение инфраструктуре.

Кафе и магазин

Палех – село, и, как и в соседней Шуе, здесь немало домов, встречающих путешественника удивительной красотой и разнообразием резных оконных наличников. Кроме того, в городской застройке очень заметны двухэтажные красно-кирпичные здания, среди которых иногда мелькают представители типовых проектов советского периода. Но их немного, и уютной палехской атмосферы они не нарушают.

 

Резные узоры Палеха

А еще здесь рассказывают легенду, что в трудные времена американские меценаты предложили перевезти палешан вместе со всем их имуществом, домами и живностью на свой континент. Те подумали и отказались. Ну не может подлинное искусство жить в отрыве от своих корней, а художники – без Родины. Сказка – ложь, да в ней намек.

Евгений ШАПОЧКИН


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *