Шесть с половиной госконтрактов из десяти отправляются в корзину — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Сен 232021

Шесть с половиной госконтрактов из десяти отправляются в корзину

Шесть с половиной госконтрактов из десяти отправляются в корзину

Виктор Баранов, представитель площадки РТС-тендер.


Всем известно, что из-за резкого подорожания материалов в строительной отрасли более всего пострадала сфера государственных и муниципальных закупок. С точки зрения ценообразования мы бы хотели показать современную привлекательность госконтрактов через метрику, которую мы называем «несостоявшиеся закупки». В ней проанализированы закупки на строительство (44-ФЗ), капремонт (Постановление Правительства №615), а также квазигосударственные закупки (223-ФЗ), на которые не подано ни одной заявки.

Мы специально убрали из метрики закупки, на которые подана одна заявка. Они в соответствии с правилами также признаются несостоявшимися. Но в данном случае есть факт заключения контракта и, соответственно, экономический эффект. В «несостоявшихся закупках» такого эффекта нет, так как контракт не забрал вообще никто. Мы зафиксировали цифры на 2020 год и решили посмотреть помесячно, что происходит с долей таких закупок, как она деформируется.

Тенденции, на самом деле, не очень красивые. За 7 месяцев с конца 2020 года по июль 2021 года в строительстве и капитальном ремонте по 44-ФЗ количество несостоявшихся закупок выросло на 25,7%. Похожая картина наблюдается и по 223-ФЗ – рост на 29,9%. Самая сложная ситуация складывается в капитальном ремонте, контракты на который регламентирует Постановление Правительства №615. Год стартовал с 42,5% , а сегодня по данным на июль мы имеем 64,5%. В переводе на русский язык 6,5 закупок из 10 отправляются в корзину. Это очень похоже на локомотив, который топится только для того, чтобы люди не замерзли, но при этом никуда не едет.

Общая тенденция сводится к тому, что во всех проектных областях, которые мы исследовали, видно движение «несостоявшихся закупок» вверх. Мы видим всплески закупок в апреле-мае, когда, по сути, начался строительный сезон, и состоялась основная контрактация. Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. В результате, в летний период закупки стали снижаться.

Вывода два. Первый – это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Они отражаются на всех проектных областях, влияют на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод – к сожалению, на сегодня мы не видим стабилизации ситуации, выхода на плато, как говорят медики, и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем.

Подспудно это нас подталкивает к осторожному прогнозу, что сегодняшние меры, принимаемые властью — Постановление Правительства №1315, Приказ Минстроя №500/пр, касающиеся 44-ФЗ, какое-то решение по Постановлению № 615, которое мы должны увидеть на днях, — не достаточны.

 Регуляторы должны еще раз вернуться к этому вопросу и подумать, все ли они сделали, чтобы избежать дальнейшей девальвации стоимости контрактов. Необходимы альтернативные варианты поддержки отрасли. Иначе есть опасность получить коллизию, что, проводя конкурентные торги на снижение цены, мы потом благополучно начинаем ее разгонять, мотивируя это тем, что стоимость материалов изменилась.

По материалам круглого стола «Ценообразование в строительстве».


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *