Сталь для Севера: быстровозводимые металлоконструкции откроют России дорогу в Арктику — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Сен 302020

Сталь для Севера: быстровозводимые металлоконструкции откроют России дорогу в Арктику

Сталь для Севера: быстровозводимые металлоконструкции откроют России дорогу в Арктику

В современном мире выигрывает тот, кто предложит дешевле, построит технологичнее, возведет быстрее. Не последнюю роль играет и общемировой тренд на экологическое строительство – меньше вредных веществ в жилье и окружающей атмосфере, меньше строительного мусора и остатков. Идеальным был бы дом, который можно легко собрать, а по истечении срока службы разобрать и пустить на то, что сейчас называется модным словом full recycling – полная переработка.

И, кажется, такие решения уже найдены в сфере стального строительства.  Не секрет, что легкие и тяжелые стальные конструкции могут уже в этом десятилетии жестко потеснить на рынке популярные кирпич и железобетон. Это особенно актуально сейчас, когда Россия совершает новый «бросок» в Арктику. В чем же прелесть технологий стального строительства, и как они могут заново открыть для России Север? Попробуем разобраться.

<!—
<!— Новости центр
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

—>

Север — наш!

Север сегодня активно осваивает российская «оборонка». Россия наращивает военные усилия в Полярной зоне — это ни для кого не секрет. Сформировано новое окружное командование «Север», корабли Северного флота ежегодно  устраивают здесь походы и учения. Берега Карского моря с удивлением смотрят на небывалый здесь доселе морской десант,  а  в районе Норильска отрабатываются действия флота и сухопутных войск по отражению нападения противника на стратегические объекты.

Впрочем, одними походами дело не ограничивается. Построены и введены в действие базы, цепочкой раскинувшиеся от Новой Земли до Чукотки. «Арктический трилистник» и база «Нагурское» — теперь известны всем – о них не раз рассказывали федеральные каналы.

 Самая северная военная база России — «Арктический трилистник»

Новый шаг в освоении Севера связан и с теми уникальными ресурсными возможностями, которые дает России Арктика. Это, прежде всего разработка месторождений на морском шельфе – теперь, в связи с глобальным потеплением и таянием льдов, это стало возможным. Второе важное стратегическое направление – Северный морской путь, который в 21-м веке может стать одной из крупнейших магистралей мира: грузооборот его растет из года в год.

Пожалуй, сегодня можно говорить о возвращении к советском тренду, когда Русский Север был весьма оживленной территорией – здесь работали промысловики, вахтовики. Горняки занимались добычей полезных ископаемых. Выходили в море рыболовецкие бригады.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что для возрождения былых масштабов нужна мощная инфраструктура. Здесь и может помочь строительство из металлоконструкций.

— Север — это наша тема, Север должен быть нашим, — в один голос утверждают крупнейшие игроки стального рынка. 

Легкие, удобные в монтаже, быстровозводимые 

Технология стального строительства действительно оптимальна для полярных широт.

—  Как известно, строительство на севере ведется на сваях – это связано с особенностями вечной мерзлоты. При этом сроки строительства в арктической зоне ограничены двумя-тремя месяцами, — рассказывает генеральный директор Ассоциации развития стального строительства (АРСС) Александр Данилов. — Поэтому бетону здесь зачастую делать нечего.

 Специалисты уже просчитали, насколько удобнее и выгоднее применять для строительства в Арктике металлоконструкции. Для возведения конструктива можно использовать мощные фермы — балки – они хорошо выдерживают ветровые и снеговые нагрузки. А применение ЛСТК (стальных тонкостенных конструкций) в качестве легкого конструктива — пожалуй, оптимальное решение в случае малоэтажных зданий (ангаров, складов, овощехранилищ, автозаправок и так далее). Остается только обшить возведенный  металлический каркас утеплителем или сэндвич-панелями.

Сроки строительства с применением металла получаются минимальными: ведь на стройплощадку привозят практически готовые конструкции, которые нужно только собрать, как конструктор. По такой технологии можно, кстати, строить не только инфраструктуру, но и социальные объекты, жилье.

Привлекательны и прочностные характеристики металлоконструкций. Толщина ЛСТК-профиля, например, около 2 мм. При перепаде температур расширение материала компенсируется внутри профиля (то есть, ни внешняя, ни внутренняя обшивка не трескаются).

Немаловажно и то, что оцинкованная сталь не оказывает практически никакого вредного воздействия на здоровье и окружающую среду.  

Не последнюю роль играет и характеристика сейсмостойкости. Японцы в сейсмоопасных районах провели огромное количество экспертиз и доказали: одна из самых недорогих и эффективных технологий строительства в районах где «трясет» — ЛСТК.  Эти дома практически «неубиваемы».

 «Арктический трилистник» в условиях суровой полярной зимы

Еще одна причина выбора металла для Севера – модульность. Можно воспользоваться альбомами с готовыми проектными решениями. По желанию, можно «собрать» объект из разных модулей — такие альбомы имеются в АРСС. Так, к выставке «Армия-2015», например, модульный дом был построен по готовому проекту, с нуля, всего за 9 дней.

Суммируем. Если уж наша страна серьезно готовится к освоению Севера, Северного морского пути для круглогодичной навигации, то, по логике,  стальное строительство в этих районах просто незаменимо. Здесь потребуется возведение не только военных объектов, но и объектов инфраструктуры. Придется строить целые городки — с больницами, школами, детскими садами, большими массивами жилья для людей, которые там будут постоянно жить и работать.

Кстати, для такого строительства не нужно даже специальных  сталей, устойчивых к сильным морозам.

-…Хладостойкие стали, действительно, есть. Но для строительства социальных, инфраструктурных объектов в них нет необходимости, — объяснила директор по продажам проектных решений  ООО «ТК ЕвразХолдинг» Наталия Береза. – Для минус 70-минус 90 градусов можно вполне производить прокат, который такую температуру выдерживает.

Между тем, особой заинтересованности в «северном» применении металлоконструкций пока не наблюдается.

Ни правительство, ни крупные игроки пока не стремятся максимально «зайти» на северные рынки с новой технологией. В чем же дело? А проблема вырисовывается чисто российская… 

Север, смета и немного бюрократизма

Дело в том, что имеются соответствующие федеральные стандарты, в которых прописана главная составляющая строительства на Крайнем Севере — цена.

—  Если делать все правильно, то экспертизу вы со своим «стальным» объектом не пройдете, потому что бюджет,  который вы закладываете на строительство,  превышает государственные нормы раза в полтора, — поделился с нами один из бывалых северных застройщиков. —  Соответственно, власти говорят: ваш проект в нормативы не вписывается, стройте из железобетона.

— Например, мы сейчас находимся в процессе экспертизы по школе и детскому саду на Чукотке, — продолжает наш собеседник. — Нам говорят – дорого, переходите на железобетон. А с железобетоном тоже все проблематично. Если открывать «на северах» завод и собирать ж/б модули на месте, то сезон работы – всего 2 месяца. А что в остальное время? Завод будет простаивать? Поэтому и исполнение программы по строительству жилья на этих территориях – 0,4%.

 Вписаться в строительные нормативы на Севере — непросто

Справедливости ради, заметим: строить из железобетона, действительно, дешевле. Примерно в полтора раза. Но при этом никто не учитывает логистику. Выгоду, которую можно получить «в комплексе»: с учетом доставки материалов, быстроты строительства и, в дальнейшем, комфортной утилизации объекта.

Посчитаем. Чтобы построить пятиэтажное здание, понадобится 140 тонн черного каркаса и порядка 60 тонн каркасно-обшивных стен. Не так уж много и не так уж тяжело. Если везти на Север железобетон – это будут тысячи тонн. Трудно представить, сколько потребуется условных грузовиков и пароходов.

Если здание построено из железобетона, утилизировать его  после того, как оно отслужит свой срок, будет довольно проблематично.  Вывезти металл легче, его еще можно потом пустить на вторичную переработку.

Власти северных регионов проникнуться такой арифметикой пока не спешат. Играет здесь роль еще и психологический фактор – неготовность попробовать что-то новое.

Препоной на этом пути зачастую становится и бюрократический взгляд на строительство, когда объект рассматривается без логистики и без инфраструктуры. В итоге, выбирается более легкий и, с виду, более дешевый путь. 

Если посмотреть шире

— И все-таки, в конечном итоге, стальное строительство на Крайнем Севере, как ни крути, экономически выгодно, — убеждены эксперты в области стального строительства. Хотя строить из стали дороже, нежели из железобетона, например, но за счет более дешевой логистики и индустриализации процесса, более масштабных объемов строительства можно получить значительную экономию на строительстве при широком освоении Севера.

— Север очень удален от основных территорий, — объясняют эксперты АРСС. —  Северные территории довольно активно осваиваются вахтовым методом. Очень часто здесь возводятся временные конструкции. А сталь является одним из незаменимых материалов для постоянных объектов.

 Как осваивать Север — на временной или на постоянной основе. Россия пока стоит перед выбором

И тут, конечно, России предстоит решить еще один принципиальный для себя вопрос: как осваивать Север. На временной или на постоянной основе. Если решение будет принято в пользу постоянной северной экспансии, то выгода строительства из металла очевидна.  

И первым шагом на этом пути может стать пересмотр законов строительства на Севере. Теперь уже понятно, что для северных территорий на федеральном уровне должны быть приняты другие нормы по ценообразованию и сметам.

Остается надеяться, что стратегическое видение возобладает. Федеральные нормы и стандарты будут творчески пересмотрены. И тогда сталь  все-таки проложит свой путь на Русский Север.

Даниил МАЦЕЙКО (на фото вверху — процесс строительства военной базы «Арктический трилистник»)

Кстати:

Дома «шиворот-навыворот»:

Крайний Север предполагает запредельные морозы и специальные материалы. Например, российская марка стали 14ХГНДЦ — это ответ российских металлургов на американскую сталь А606 — «кортен». Эта сталь практически не ржавеет. А чтобы избежать «мостиков холода», можно балки монтировать снаружи, а внутри делать каркас из сэндвич-панелей и скосов. Получается дом шиворот-навыворот. Зато образовавшийся эффект термоса позволит сохранить тепло в любую стужу.


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *