Строительный Underground: топ-7 самых необычных подземных сооружений мира — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Окт 302020

Строительный Underground: топ-7 самых необычных подземных сооружений мира

Строительный Underground: топ-7 самых необычных подземных сооружений мира

Новая волна коронавируса заставляет задуматься — а когда все это кончится? Не хотелось бы сгущать краски, но возможно человечество еще долго будет переживать это – и быстровозводимые госпитали, и дезинфекцию и бункеры от заразы.

На фоне пандемии особенно ярко проявились темные стороны урбанизации – все чаще разрастающиеся города-муравейники теряют возможность дать людям не только стабильную и хорошо оплачиваемую работу, но и просто заработать на хлеб насущный. А это значит  — социальная напряженность с непредсказуемыми последствиями.

А ведь есть еще и глобальное потепление. Одни называют его гигантским катаклизмом, другие – естественным природным явлением.

В любом случае оно ставит перед человечеством огромный список проблем, начиная с социальных и заканчивая экологическими.  Ведь, как недавно был доказано, сингапурскими учеными, если температура поднимется всего на 4 градуса, то огромные территории вдоль побережья мирового океана будут просто затоплены, Африка, Юг США, Южная Европа и центральный Китай превратятся в пустыни со свирепыми песчаными бурями. Порывами ветра песок и эрозированная почва будут разноситься на огромные расстояния, время от времени накрывая даже гигантские мегаполисы на Севере современной Сибири. Впрочем, это ожидает мир не ранее 2100 года.

Урбанисты и проектировщики в один голос утверждают – спасение от всех проблем находится под землей. В бункерах и убежищах можно спрятаться не только от  COVID-19, но даже от зомби-апокалипсиса. При этом строительство подземных районов способно грамотно решить проблему перенаселенности. Наконец, под землей другие температурные условия и ни тяжелая зима, ни аномально жаркое лето не смогут критически на это повлиять.

Нужно сказать, что путь под землю для человечества – давно проторен. Сегодня мы расскажем о семи самых удивительных подземных сооружениях сотворенных руками человека.


Подгорная Венеция — База флота Балаклава

В крымской Балаклаве, под огромным слоем скальной породы располагается — Объект 825 ГТС. Сейчас это Музей ВМФ, но в советское время – одна из главных ремонтных баз советского флота. Выбитые в скалах тоннели поражают – это целый подземный город и гавань способная принять дизельные подводные лодки разных типов.

Крымская подгорная Венеция обладает каналом длиной 602 м и глубиной 8 м. Ширина водной глади – от 12 до 22 м, а площадь — 5200 кв. м.  Сюда можно «загнать» до  7 подлодок. Впрочем, канал не главное. Сама база включает в себя сухой док, склады топлива и вооружения, ремонтный завод и хранилище для ядерных боеприпасов. Общая площадь только помещений и ходов завода — 9600 кв. метров.

База строилась под горой Таврос с 1953 по 1961 годы и была рассчитана на ядерную войну, по крайней мере, скальный «купол» выдерживал прямое попадание заряда в 100 килотонн. Возведение объекта потребовало колоссальных усилий. Так в интересах строительства было вывезено более 120 тыс. т скальных пород. Причем, поскольку секретность стояла полная,  вывозили «отработку» ночами на баржах в открытое море. Сначала объектом занимались военные строители, но позже, когда выяснилось, что бурение представляет собой очень тяжелую задачу, были приглашены специалисты Метростроя.

Вход на объект 825 ГТС

Самый широкий коридор на базе подводных лодок (20 м) 

Бункер адронного коллайдера

Строительные объекты растут не только вверх, но и вниз. И  это особенно актульно, когда речь идет о «большой» науке,  сложных экспериментальных исследованиях. Как для лаборатории, так и для секретного испытательного комплекса нет лучшего места, чем полигон глубокого залегания.

Так подумали изобретатели адронного коллайдера и создали его…

На границе Франции и Швейцарии на стыке науки и искусства  был создан подземный испытательный корпус CERN. Глубина залегания – 175 м, гарантирует испытания от любых неожиданностей. Научный объект был надежно укрыт от глаз встревоженной публики, с другой стороны от такой глубины и такого мощного земляного слоя защиты у публики как-то полегчало на душе. 

Основа CERN —  27-километровый тоннель кольцевого типа.  Внутри него – ускоритель Большого адронного коллайдера (БАК).  Он разгоняет протоны до почти световых скоростей в надежде понять, что происходило во Вселенной в первые мгновения после Большого Взрыва, а также надеясь отыскать новые, еще неизвестные науке частицы.

В строительстве и налаживании работы было задействовано более 10 тысяч учёных и инженеров, представляющих более чем 100 стран.

А летом 2020-го было принято решение о строительстве коллайдера длиной в 100 км и мощностью в 16 терраэлектронвольт. Будущее чудо света опояшет Женеву и пригороды. По сравнению с ним, нынешний БАК — просто детская карусель. 

27-километровый подземный тоннель, предназначенный для размещения ускорителя БАК

 Детектор CMS

Турецкое подземелье — Деринкую

Каппадокия – провинция на востоке Турции. И в 1963 году, в результате строительных работ в подвале одного из домов был найден вход в один из самых необычных городов мира.

Деринкую — полностью подземный, имеет 12 уровней, глубина залегания нижних штолен составляет 85 метров. Общая же площадь подземного метрополиса – почти два с половиной кв. километра. Город имел собственную систему колодцев спускающихся к подземной реке.  Неважно, какая погода наверху. В подземном лабиринте всегда +13 — +15 градусов С.

Согласитесь, что Деринкую — идеально защищенное и очень комфортное место для обитания, которое построили себе древние народы около 3 тыс. лет назад.  А еще, видимо, чтобы наведываться друг к другу в гости, жители продолбили более 600 потайных ходов.

Инженерная мысль здесь тоже на высоте.  Местный камень обладает большой мягкость и только очень грамотно поставленные колонны спасали город от серьезных обвалов.

Считается, что подземный комплекс мог вместить до 20 тыс. человек. Здесь находилось все, что нужно для жизни античного каппадокийца — масляные и винные прессы, храм, склады и хлевы для скота, школьный класс, общественные столовые. Проблем с вентиляцией у жителей не было никогда  — более 15 тыс. «духовых» шахт, проводили воздух даже на самые нижние этажи.

Вход в город надежно запечатывали каменные двери весом 450 кг. Отворить их можно было лишь изнутри, для этого использовался особый рычаг.

Один из тоннелей подземного города

Место, где находился винный пресс

Небоскреб наоборот

А следующий участник нашего топ-7 – проект, который пока не реализован. Но от этого он заслуживает не меньшего уважения.

В далеком уже 2010 году на знаменитом архитектурном конкурсе Evolo архитектурное бюро Bunker Arquitectura выдвинуло проект Earthscraper. Место реализации – Мехико-сити, столица Мексиканской Республики.  Главный лейтмотив – идеально использовать пространство.  Зачем застраивать площадь, если можно использовать пространство под ней, внедрив туда стеклянную перевернутую пирамиду. Основание ее, выходящее на поверхность станет площадкой, где смогут гулять горожане.

Earthscraper это  пирамида глубиной в 65 этажей, площадью 82 000 квадратных футов под Мехико. Идея эта не нова и стала в последнее время широко распространенной.

Наверняка идеи «подземных небоскребов» смогут прижиться в мегаполисах, где так мало свободного пространства. Однако есть и ограничения. Прежде всего, нужен прохладный климат с небольшим количеством осадков ведь пирамида действует как конденсатор тепла, а стилобат, повернутый к поверхности, создает эффект теплицы.

Покинутое метро становится садом: Lowline Дэна Бараша (Нью-Йорк, 2018)

Известный дизайн-инженер Дэн Бараш отличился. В проект он вложил душу. Это идеально вписанный в городское пространство эко-лаунж под названием Lowline. Он построен на заброшенном терминале манхэттенской подземки.

Андеграундное рекреационное пространство, выполненное в современных материалах, освещается зеркалами, которые доставляют свет с поверхности и наполнено экзотическими растениями. Зеркальная система точно отслеживает положение светила и движется вслед за ним. При этом в подземелье достигнут полный цветовой спектр натурального света.

Этот проект  является, пожалуй, одним из важнейших эвентов первой половины 21 века. Ведь он наглядно показывает, что под улицами такого мегаполиса как Нью-Йорк могут свободно и легко расти не только трава, но и тропические сады.  Инновационный парк уже внесен в список must-see при посещении Нью-Йорка. Кто знает, возможно, когда-нибудь такое можно будет смастерить и в московской подземке.

 Lowline первый в истории подземный парк

Подземный город Монреаль, Канада

La Ville – фактически двойник Монреаля, это город бутиков и офисов, расположенный ниже земной поверхности. Начало его строительства датируется 1962-м годом. Местные называют его RESO — «сеть». В RESO есть жилые дома, магазины, университеты, банки, театры, школы, стадионы и галереи. Здания связывают между собой 32 км пешеходных тоннелей, а также автобусы и поезда метро, которые соединены с наземным транспортом. Здесь расположены офисы, гостиницы, библиотеки, школы, концертные залы и рестораны.

Попасть в подземелье позволяют 120 входов. Ежедневно в La Ville бывает около полумиллиона человек. Многие монреальцы, чтобы не зависеть от автомобильного трафика, перебираются в подземный город жить. Для остальных сеть городских туннелей — удобная возможность добраться из одной части города в другую. Сейчас мэрия Монреаля всерьез подумывает о расширении подземного города.

Подземный Хельсинки

Но не все так благополучно и светло в нашем человеческом будущем, об этом напоминает еще один совершенно особенный объект, расположенный под столицей одной из самых счастливых стран мира – Финляндии.

Да-да, в столице самой счастливой страны мира под землей прячется не только метро, но и целый город. Это даже не конгломерат бункеров, а ассамблеи закрытых пространств. Здесь размещаются целые стадионы, огромные бассейны, центры шопинга и рекреационные зоны. Земля в столице дорога, и, как и все уважающие себя крупные города мира (например, Сингапур)  Хельсинки имеет урбанистический план по развитию вглубь.

Однако, такого обилия подземных площадей нет нигде на планете. Все дело в том, что Хельсинки-2 имеет еще одну функцию – военную. Столичное подземелье – главный объект гражданской обороны Финляндии.

Все очень серьезно, подземный город способен принять до 700 тыс. человек, то есть больше, чем само население финской столицы. Отдельные сектора перекрываются герметичными воротами противохимической и противорадиационной защиты. Установлены также трехэтажные койки для сна и опечатанные санитарные шкафы с пакетами первой помощи в них. Краской на полу размечены места для развертывания дополнительных коек, мобильных умывален и санузлов. «Рисунок» может тянуться по тоннелям на сотни метров.

Когда финнов спрашивают, зачем это нужно, неужели они опасаются нападения России,  они отвечают – мы готовимся ко всем сценариям, включая самые худшие. Например, ядерный эксцесс в Восточной Европе.

Мы прошлись по семи объектам и не могли не заметить, что многие из них – вовсе не прошлое, а будущее нашей планеты. Уже сейчас крупнейшие города мира имеют планы расширения «вглубь». Мегаполисы страдают от перенаселенности и разрастания, и уход под землю – реальный вариант выхода из сложившейся непростой ситуации. Возможно, подземные анти-небоскребы – дело крайне недалекого будущего.

Даниил МАЦЕЙКО


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *