Валерий Мозолевский: «России нужно проектное управление в строительстве с использованием ТИМ, а не веселые 3D картинки» — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Авг 272021

Валерий Мозолевский: «России нужно проектное управление в строительстве с использованием ТИМ, а не веселые 3D картинки»

Валерий Мозолевский: «России нужно проектное управление в строительстве с использованием ТИМ, а не веселые 3D картинки»

В начале августа в Москве прошла V Всероссийская конференция с международным участием «Лучшие практики технологий информационного моделирования в России». Одним из наиболее активных слушателей трансляции мероприятия стал Гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, который просто «закидал» чат трансляции своими комментариями. По итогам обсуждения мы решили пообщаться с Валерием Павловичем о том, чем он недоволен в обсуждении на конференции и сегодняшнем развитии ТИМ – технологий информационного моделирования — в России.


— Валерий Павлович, вы прослушали большинство докладов конференции. Что вас в этих сообщениях не устраивает?

— В этой конференции ярко видно, что большинство выступающих, заказчики и проектировщики,  рассматривают BIM (ТИМ) только как рабочий инструмент для проектирования. В основном с этим уклоном и шла конференция. Считаю, что это чисто наше русское сегодняшнее заблуждение. У нас проектировщики, работающие в BIM, жалуются на то, что субподрядчики их не понимают, что они не могут найти контакта с заказчиками. Если проектировщики жалуются на заказчиков и субподрядчиков, тогда это не ТИМ, это исключительно их попытка нарисовать красивую 3-D картинку, не более.

Это просто нонсенс. Потому что  с самого начала работы над проектом заказчик обязан чётко понимать, что такое проектное управление, что такое инфраструктура проекта, должна быть определена цель данного конкретного проекта роль имеющейся у него среды общих данных. У него должен быть стандарт исполнения проекта на всех стадиях реализации проекта, и он должен быть готовым работать в команде, которую будет формировать.    

Все: и заказчик, и проектировщик, и строитель, и поставщики, все другие стейкхолдеры (участники) должны работать совместно и по одним правилам (стандарту заказчика).

BIM необходимо понимать, воспринимать и использовать  в полной мере. Это и технология построения информационной модели объекта, это и построение информационной модели проекта по строительству объекта (статья 5.2 ГрадКодекса РФ), это и управление (менеджмент) реализацией проекта с помощью технологий информационного моделирования, как инструментом. Таким образом, BIM должен стать инструментом успешного управления проектами, проектного управления в строительстве. Этого на конференции я не услышал ни у кого.

BIM и ТИМ откуда к нам пришли? И как там организована работа с информационными технологиями?

— За рубежом все началась еще 60-80 лет назад, когда была описана технология проектного управления, в том числе и в строительстве. С ее помощью там управляют инвестиционными процессами. Проект – это не проектная документация, а совокупность всей информации, всех действий, ресурсов, которыми необходимо управлять для получения результата.

Когда появились компьютеры и ПО, там решили использовать появившиеся возможности цифровизации для того, чтобы упростить и улучшить проектное управление. Например, в Англии, государство законодательно дало 6 лет, чтобы подготовиться к внедрению информационного моделирования в проектном управлении. И еще в начале девяностых годов прошлого века появился один из первых, британский, стандарт «Совместное производство архитектурной, инженерной и строительной информации – Кодекс практик (свод правил)». И самое главное в нем – это взаимодействие всех участников и управление информационными данными.

Во введении чётко сказано: «Сотрудничество между участниками проектов строительства имеет решающее значение для эффективного появления объектов. Важнейшей составляющей совместной работы является способность общаться, повторно использовать и обмениваться данными эффективно и без потерь.

Данный стандарт применим ко всем сторонам, участвующим в подготовке и использовании информации во время проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа на протяжении всего жизненного цикла проекта и цепочки поставок».

То есть, за рубежом прошли долгий путь построения и развития проектного управления в строительстве, и только на рубеже 90-х годов прошлого века применили уже новый инструмент – цифровизацию информации, технологию цифрового моделирования информации, объектов и процессов.

Таким образом, основа, фундамент – это проектное управление инвестиционно-строительными проектами. Вторично, но важно по времени, уже использование технологии информационного моделирования, как инструмента управления. Ведь ТИМ – это не цель, это инструмент.

Если нет фундамента, основы,  боюсь, что особенно государственные заказчики  будут рассматривать ТИМ исключительно в виде «красивых картинок» для презентаций и отчётов.

 

— А у нас?

— Смотря где и у кого. Если говорить о строительстве объектов государственного и муниципального заказа – положение сложное, неоднозначное, часто критическое. Ведь мало кто говорит о ТИМ (BIM),  как об инструменте проектного управления в строительстве. Да  и о самой системе проектного управления в строительстве практически не говорят. Даже в таких громких организациях, как НОСТРОЙ и НОПРИЗ до сих пор не понимают, что это такое и зачем это. Никто не говорит о необходимости реального обучения проектному управлению в строительстве.

Обратите внимание, что ещё в 1999 году были приняты «Рекомендации (МДС 11-2.99) по деятельности управляющего проектом при разработке и реализации проектной и рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Было дано и расшифровано понятие «Управление проектом».

После этого, с 2011 по 2020 год были выпущены масса ГОСТов Р и ГОСТов ИСО по проектному управлению, в том числе в строительстве, по управлению рисками. Однако строительство шло по старым, накатанным, рельсам рисковой организации. Ни государство, ни Национальные объединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ), ни научная или академическая сферы МГСУ не спохватились и не инициировали переход на более эффективные методы управления строительными процессами. В этом, по-моему, трагедия сегодняшнего дня. Мы продолжаем использовать архаичные методы управления и организации строительством при управлении бюджетными заказами, когда продолжает действовать право заказчика на «презумпцию виновности» подрядчиков-строителей.

У нас почему-то сейчас решили сначала сделать упор на информационное моделирование. А зачем это нужно, и как им будут пользоваться? Никто же не готов пользоваться этим инструментом. Поэтому и появляются вопросы: «зачем это нужно»? У нас система управления строительной деятельностью не готова к восприятию этого вопроса. У нас решили просто: учить проектировщиков, как они будут использовать новые программы, и делать трехмерные картинки, которые будут просто обычными мультиками без какого-либо влияния на процессы управления.

По-моему, сейчас необходимо упор сделать на тотальное реальное обучение руководителей и «главных инженеров проектов» системе проектного управления со сдачей экзаменов и получением хотя бы низшего уровня сертификатов менеджера проектного управления PMI, СОВНЕТ или ещё одного-двух уважаемых экзаменаторов. Без этого никак.

Сейчас у нас сама система государственного и муниципального управления  инвестиционно-строительной деятельностью не готова к восприятию технологии информационного моделирования в  строительстве. Сейчас у нас в большинстве регионов страны при реализации государственных и муниципальных контрактов планирование применения ТИМ – как стрельба из пушек по воробьям. 

И это удивительно, так как Президент России В.В. Путин ещё в 2015 году, выступая с посланием Федеральному собранию, выделил проектное управление в качестве одного из основных инструментов эффективного управления в органах государственной власти. Решение о системном внедрении проектного управления было официально принято 30 июня 2016 года. (Указ Президента № 306). В этом же году вышло и соответствующее постановление Правительства РФ и далее ежегодно этому вопросу и Президент, и Правительство России уделяли большое внимание.

— Неужели в нашей стране нет примеров использования проектного управления при строительстве с использованием ТИМ?

— Надеюсь, и возможно, эта система работает, где лучше, где хуже, когда мы говорим, например,  о РОСАТОМЕ, атомной отрасли за рубежом, корпорации ПИК, Эталоне, других крупнейших девелоперах,  у которых работает замкнутая система отношений, когда они и заказчики, и проектировщики, и строители, и, часто,  эксплуатанты. В этой системе они сделали среду общих данных (СОД), у них есть одна сплоченная квалифицированная команда, которая нацелена на одно дело. У них есть и проектное управление, и технологии информационного моделирования развиваются, в том числе и в управлении строительством и эксплуатацией. То есть, безусловно, примеры есть.

Но в отношении массового стройкомплекса страны такого, к сожалению,  нет. И эту прогрессивную и эффективную человеческую систему управления  необходимо выстраивать в России, в первую очередь, при реализации бюджетных проектов. Не теоретизировать, не задумывать «глупые всероссийские реестры», не пропихивать непонятную никому обязательную «независимую» оценку квалификации непонятно кого и непонятно чему.

Считаю, что именно Министерству строительства необходимо жёстко организовать реальное в большем объёме очное образование по проектному управлению. Преподавателей критически мало. В каждом субъекте один, максимум два учебных заведения.

— Как должна строиться такая работа?

— Есть два главных стандарта — стандарт по проектному управлению или менеджменту и стандарт по управлению рисками. Потому что одна из главных задач, когда работает одна команда, описать с самого начала все риски и как их преодолеть, случись что.

Но самое главное – это одновременная работа всех участников проекта. У нас сейчас вначале идут изыскания, потом проектирование без участия заказчика и эксплуатанта. Потом сразу после экспертизы проекта  идёт строительство, во время которого все удивляются работе подрядчика, когда он не может эффективно реализовать проект из-за недостатков в изысканиях и в проектировании.  Все начинает идти вразнобой, часто до расторжения контракта.

Необходимо, что бы  каждый участник проекта  имел ключ в общую базу данных с определенными полномочиями. При использовании ТИМ никакая информация и никому не передаётся, как правило.  Если проектировщик проектирует, заказчик должен иметь возможность в любое время или в соответствии графика проверять ход работ и высказать свое мнение о том, в правильную ли сторону она идет. Во время строительства недостатки исправляться должны в этой же базе проектировщиком «здесь и сейчас», с автоматическими изменениями в проекте, рабочих чертежах и в смете. То же и с эксплуатацией. Им никакая документация не передаётся. Они во время проектирования и строительства имеют ключ входа в базу данных и видят, что, как и почему. И имеют возможность  влиять на качество проекта.

— А вы составили такую команду у себя на Сахалине?

— Когда к нам пришел губернатор Валерий Лимаренко в 2019 году, он первым делом пригласил к нам опытных преподавателей из Москвы, которые две недели нас натаскивал с раннего утра и до позднего вечера, включая выходные, азам  проектного управления. И мы с восьми утра до десяти вечера сидели и учились. Было реальное очное практико-ориентированное обучение. Но эффективное управление – это не только лекции, а управление на примерах, когда нас заставляли что-то делать. Во время обучения мы разработали и защитили свой образовательный Проект «Строительный контроль. Профессионализм. Волонтёрство. Наставничество» со студентами строительного техникума. Это было познавательно, интересно и полезно.

Что, на ваш взгляд, необходимо сделать государству, чтобы ТИМ нормально заработали?

— У нас есть соответствующие государственные стандарты  проектного управления (ГОСТ Р). Другое дело работают они или нет. Получается, мы написали ряд документов, и на этом закончили. У нас в Градкодекс недавно включили понятие «проекта», как совокупности общей информации, которую необходимо использовать для инвестиционно-строительного проекта. Сейчас правится 48 СП «Организация строительства».

МГСУ вместе с Главгосэкспертизой сделали первую правку, что-то там подрисовали. Я тоже участвую в сопровождении этого документа. Но он до сих пор не пронизан новым стержнем —  проектным управлением. Нет даже  главы о проектном управлении, системе информационного моделирования. Не просто кое-где дописать – BIM или информационная модель, как сейчас, а сам раздел. Считаю, что сама философия «Организации строительства» должна кардинально измениться. Иначе – это застой. Я, конечно, удивлён, что Большие специалисты МГСУ не понимают, что мы сейчас уже живём в другом мире, мире стремительных изменения, цифровой трансформации.

Надо этот свод правил делать на базе проектного управления, хотя бы азы прописать, чтобы побудить людей по-другому организовывать работу, чтобы заказчик не был начальником, а подрядчик подчиненным. У нас даже в Градкодексе лицо, организующее строительство называется «главный инженер проекта», а в ГОСТе по управлению проектами строительства написано — «управляющий проектом — технический заказчик». То есть в документах есть команда, где есть управляющий, есть главный инженер и все остальное по проектному менеджменту. Тогда  и в СП 48 надо все это прописать. Нам необходим всероссийский призыв обучения руководящего персонала проектному управлению, научить строителей работать командами.

— Но считается, что указ президента и постановление правительства по проектному управлению касаются только государственного и муниципального управления…

— Замечательно, а государственные и муниципальные закупки – это государственное управление или нет? Почему мы этот инвестиционный процесс, процесс исполнения контракта за счет бюджетных средств считаем чем-то иным? Ведь крупные частники, как я сказал выше, уже работают по проектному управлению и по ТИМ, иначе бы они не смогли строить по миллиону и более кв. м за год.

Когда мы начали вводить BIM по верхам, не создавая фундамент, многие говорили, что все это окажется ерундой, так и получается. Власти необходимо обратить внимание на то, что многие ее решения или не поняты или не исполняются. С 1 января мы должны начать работать с ТИМ, но никто не говорит, что для этого необходимо сделать основу управления процессами. BIM – это инструмент, и чтобы его эффективно использовать, нужна нормальная технология управления. Если у нас технология управления еще «советская», когда всё было государственным, тогда ничего не получится.

Мы всегда опаздываем, но пока есть время, нужно сделать прививку проектного управления всем губернаторам и министрам, всем ГРБСникам и заказчикам, проектировщикам и строителям. Ведь есть соответствующие курсы, проводятся обучающие конференции, но они как-то проходят мимо. Нужен переход на принципиально другую систему управления инвестиционно-строительной деятельностью: не меряться у кого длиннее, а создавать команду, где все равны, собираются и принимают решения. Есть среда общих данных, где можно обсуждать все вопросы и работать с рисками.

BIM ведь расшифровывается двояко: один из вариантов — это building information modeling (информационное моделирование зданий), а второй — building information management (информационное управление строительством). Это управление с помощью информационных технологий, цифровизации. Сама  информационная модель здания – лишь частный случай отображения здания. А мы как мантру повторяем – цифровизация, информационные технологии, но не внедряем это в управление.

Беседовал Евгений Горчаков


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *