Зодчество-2020: заплыв по волнам вечности — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Ноя 162020

Зодчество-2020: заплыв по волнам вечности

Зодчество-2020: заплыв по волнам вечности

— …Мы до последнего не знали, состоится ли нынешнее «Зодчество». Да, готовились, переживали – как это будет. Но интрига, в связи с эпидемиологической обстановкой, сохранялась до последнего момента, — признался на открытии архитектурного фестиваля его куратор Эдуард Кубенский. – И все-таки фестиваль  состоялся! И получилось хорошо.

Нынешнее «Зодчество-2020», назло пандемии, получилось, действительно, на редкость интересным, насыщенным яркими спецпроектами, богатым на конкурсную программу. Каким-то очень «пространственно организованным», и в то же время теплым и эмоциональным. А заявленная тема «Вечность» придала ему еще и протяженность во времени, и глубину. Но все по порядку.


Минстрой возглавит архитектор

Во-первых, первый день фестиваля стал первым рабочим днем нового министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, назначенного  на должность буквально накануне. И  все это сочли  знаком – министр начал свою работу с присутствия именно на архитектурном событии.

— Впервые, пожалуй, в истории строительное министерство будет возглавлять профессиональный архитектор,- заметил на церемонии открытия «Зодчества-2020» президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.- Ведь Ирек Файзуллин, мой хороший друг,  несколько лет трудился главным архитектором Татарстана. Теперь у профессионального сообщества есть надежда, что Закон об архитектуре, положенный под сукно, наконец, будет принят.

 Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин обходит экспозицию «Зодчества»

Ирек Энварович в своем кратком приветствии напомнил, что России к 2030 году нужно построить 1 млрд квадратных метров жилья, и архитекторы в этом процессе будут играть чуть ли не ключевую роль.

Тему значимости архитектурной профессии подхватила главный архитектор Подмосковья Александра Кузьмина, подчеркнув, что профессия архитектора напрямую связана с темой нынешнего фестиваля — вечностью, ведь в вечности, чаще всего остается именно архитектура, то, что построено архитекторами разных эпох.

…Вообще, в этом году на площадке Гостиного двора развернулось сразу два фестиваля – архитектурное «Зодчество» и интерьерный «Best interior festival», темой которого стала «Изменчивость».

-…Но никакого противоречия здесь нет,- подчеркнула куратор «фестиваля номер два» Елена Романова. — Ведь именно изменчивость, постоянное обновление, ревитализация старого и делает его вечным. 

Куда плывут сумасшедшие корабли

…Первое, что поражало посетителей при входе на экспозицию «Зодчества» — череда «плывущих» в пространстве выставки кораблей. Корабли эти были немножно сумасшедшими – сделанными из вилок, сосисок, фруктов, макарон, бумажных детских корабликов, гнутого железа, пластика, старых, «покоцанных» временем досок…Здесь был корабль-ковчег, идущий на веслах, старая дырявая лодка, вывезенная с какого-то  сгоревшего северного рыбзавода, пылающий корабль-субмарина под названием «Беларусь». Словом, творческий порыв архитекторов здесь ограничивался только их фантазией.

 Инсталляция в рамках проекта «Сумасшедшие корабли» сделана из обычных макарон

Основной спецпроект, специально приготовленный к этому «Зодчеству», так и назывался «Сумасшедшие корабли». Наверное, идеей автора было желание выйти за рамки – иногда только так и можно понять действительность. Потому что порой она фантастичнее, «сумасшедшее» реальности. Особенно актуальна эта мысль в этом, нереальном, 2020-м году.

 Спецпроект «Сумасшедшие корабли». Корабль «Беларусь»

И в то же время, корабль – это архетип, уже закрепившийся в вечности.

 Спецпроект «Сумасшдшие корабли». Реальная лодка с северного рыбзавода, чудом сохранившаяся после пожара

…Надолго останавливались посетители возле другого стенда – нагибались, рассматривали, фотографировали – на плоскости приличных размеров здесь были собраны десятки игрушечных здании. Присмотревшись, вы угадывали в них привычный абрис Домов культуры советской поры – с колоннами и без, трогательными фронтонами и козырьками, робко прорезающимися элементами хай-тека.

 Спецпроект «Идентичное в типовом» (куратор проекта – архитектор Алексей Боев), пожалуй, действительно, одно из самых значимых архитектурных начинаний  последнего времени. Оно – о Домах культуры, которых в советское время понастроили тысячи, причем по типовым проектам – а теперь, никому не нужные, они влачат жалкое существование, потихоньку разрушаясь.

Голландское бюро с русскими корнями решило вдохнуть жизнь в эту «домкультуровскую» архитектуру.

— Мы провели исследование, — рассказал представитель проекта на фестивале, — и поняли, что не все еще потеряно. Эти здания таят колоссальные возможности. Они могут поменять функционал, стать центрами новых комьюнити.

Причем в каждом из типовых зданий, как считают авторы идеи, можно найти свою изюминку, добавленную временем или местом бытования: какие-то пристрои, детали, новую крышу и т.д. Архитекторы намерены искать эту идентичность в типовом — усилить ее, и за счет этого превратить  банальные типовые постройки в неповторимые и ценные. 

Лето на заводе

Архитектура – это ведь не только здания, но, как ни странно, еще и действие. Это доказали гости из Екатеринбурга, которые привезли на фестиваль свой проект «Лето на заводе».

«Лето на заводе» — яркий пример тактического урбанизма. Урал, как известно родина горных заводов. Первые железоделательные, металлургические заводы возникли в 18 веке  именно здесь. И первые промышленные династии – Демидовых, Строгановых – тоже отсюда.

— Горнозаводская культура – это наша фишка, то неповторимое, что дал России Урал, — говорит один из авторов проекта Ян Кожан, основатель негосударственного института развития территорий «Агентство 1732». – Между тем, многие заводы, которым сегодня исполнилось уже по 200-300 лет – в Сысерти, Пожве, Билимбае, Староуткинске —  находятся в плачевном состоянии. Мы решили возродить эту культуру, которая у нас, уральцев, в крови.

 Остатки старинного горного завода в населенном пункте Полевской

Этим летом, несмотря на пандемию, проект стартовал. В маленький городок Сысерть, что в 50 километрах от Екатеринбурга, высадился многочисленный «народный десант». Силами обычных людей были расчищены территории вокруг заброшенного металлургического завода. В старой трансформаторной будке организовали фуд-корт, на поляне, на месте груды ржавых бочек, соорудили амфитеатр и  провели концерт симфонической музыки. А в зарослях возле завода разбили палатки активисты движения тактического урбанизма. В итоге, территория ожила.

 Вот так осваивали территорию бывшего металлургического завода в г.Сысерть

— За сезон здесь побывали тысячи людей, — рассказывает Ян Кожан. – Воспитательную роль этой акции трудно переоценить. Ведь это воспитание того самого патриотизма, но очень ненавязчиво. Тут все делает энергетика самого места.

Авторы идеи продвигают новый слоган «Креатив – новое железо», намекая, что если раньше «хлебом» Урала был металл, то сегодня этим хлебом могут стать креативные технологии, основанные на ревитализации территорий. 

Как архитекторы «калужскую перевить» использовали

…Собственно ту же самую идею исповедуют и в городе Калуге, где новый главный архитектор Алексей Комов ищет новую идентичность в казалось бы привычных, и даже немножко «заезженных» вещах. Команда Алексея определила для себя несколько основных точек приложения архитектурной мысли. Это разные грани жизни самой Калуги: героическая, историческая, космическая, народная, природная…

 Уличная мебель и одновременно городской знак. В городе действует целая программа по выявлению городской идентичности

Героическая выразилась в создании нового патриотического сквера имени Краснопивцева. Здесь – беседки из натурального дерева в виде красных звезд, деревянные качели. Историческая – в создании памятного знака местному архитектору Петру Никитину, который и распланировал город Калугу (первый генплан) много лет назад. Народная — в использовании местного орнамента, калужской «перевити» – он теперь красуется на торцах домов, буклетах к различным праздникам, ресторанных меню, театральных программках и так далее. Космическая – ну как же в Калуге без космоса и Циолковского (здесь строится вторая очередь музея космонавтики). И,наконец, природная – калужане гордятся местным ландшафтом и трогательно-красивым растением – калужницей болотной.

 Сквер имени Краснопивцева в Калуге. Здесь активно применены малые архитектурные формы

— В нашей архитектуре сегодня очень мало национального, — считает Алексей Комов. – Мы должны подумать о том, какую память мы о себе оставим в веках, именно как русские архитекторы. Что в ней будет от нашего национального менталитета. 

Есть цифра 120 млн кв. метров, но нет понимания, какое жилье мы собираемся строить

Деловая программа «Зодчества-2020» была как всегда насыщенной. Одной из наиболее интересных и значимых стала дискуссия (и одновременно экспертное слушание), посвященная вопросу необходимости изменения Градостроительного кодекса. В дискуссии принял участие советник Президента РФ,  Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев.

— Вот, некоторые считают, что нужно построить 120 млн. кв. метров жилья, — поведал собравшимся Валерий Фадеев. — Но не считают нужным задуматься о ПЗЗ, о генпланах городов. Все приносится в жертву этой цифре. Я не против этой цифры. Но здесь должно быть отчетливое понимание, зачем мы столько квадратных метров будем строить. Необходимо обоснование, идеология: в каких квартирах мы будем жить, в каких домах. Пока ничего этого нет. А раз нет понимания, то мы буксуем.

— Мы, кажется, последняя страна, которая не может обеспечить своих граждан доступным жильем, — высказал свое мнение по теме дискуссии экс-президент Союза архитекторов России Андрей Боков. – Мы пытаемся решить эту задачу с помощью большого бизнеса, и это неправильно. У бизнеса другие цели — и его нельзя за это ругать. Факт и то, что, Градостроительный кодекс, в его нынешней редакции, обеспечивает режим наибольшего благоприятствования именно строительным олигархам. Он не может помочь в решении глобальной задачи – обеспечения населения доступными квадратными метрами.

— Люди предпочитают жить в своем доме площадью до 100 кв. м, а мы предлагаем им крошечные квартирки в домах-человейниках. Между тем, сегодня если какое-то индивидуальное жилое строительство и идет, то спроектированное на коленке, без подведенных коммуникаций, — заключил Андрей Боков.

-…Беда даже не в самом градкодексе, а в том, что его нормы не соблюдаются, — обозначил свою точку зрения президент Национального агентства по проблемам реновации городских территорий Владимир Вершинин. — Например, записано, что на 1 га площади должно быть 14 тыс. кв. м жилья, а у нас сегодня 30 — 40 тыс. В Советском Союзе отказывались от железобетонных конструкций и переходили  на местные материалы – строили высокоплотную малоэтажную застройку.

— У нас граждане не наделены нужными правами, у нас население, а не граждане, — разволновался архитектор Алексей Воронцов. — В Италии каждый гражданин приходит в муниципалитет и записывает в амбарную книгу свои предложения по проекту. После этого создается комиссия независимых экспертов, и те пишут заключение — подчеркивают  те вопросы, которые должны быть решены в проекте. А у нас результаты публичных слушаний остаются в руках чиновников.

— Необходимо провести исследование: сколько нужно жилья, на самом деле, на основе каких данных возникла цифра 120 млн. кв. м. Кто-то это изучал, делал запросы, спрашивал население? – задался вопросом главный архитектор проекта Центра пространственной информации ГУП МО «НИиПО» градостроительства Александр Антонов. — Наш Градкодекс – это сборник инструкций, но в нем нет принципов. Последние 15 лет Градкодекс лежит на столе бесхозный. И все, кому не лень, подходят и чего-то туда записывают. Сегодня предлагается вычеркнуть оттуда 59 страниц, и вместо них внести другой текст – о том же самом.

— Стройкомплекс должен строить инфраструктуру: социальную, инженерную, транспортную, «зеленую»…А жилье с квадратными метрами подтянется, — такое мнение высказал архитектор Илья Заливухин.

— …Боюсь, если мы все хорошенько не продумаем, то через 5-10 лет на рынок могут вывалиться те самые 120 млн. кв. метров жилья, и мы получим перепроизводство, квартиры обесценятся. Мы обогнали США по количеству квартир на душу населения (55 млн. семей и 70 млн. квартир). Нам не нужно столько жилья в том виде, в котором оно сегодня строится. Это путь к экономическому кризису, — заключил Валерий Фадеев.

Что ж, после такой дискуссии есть о чем подумать. 

Через конфликт – к решению «the best»

Жаль, что на дискуссию «Архитектор, девелопер, общественность: конфликт или соучастие», посвященную соучастному проектированию, пришло не так много людей. Между тем, дискуссия получилась прелюбопытная.

Конечно, архитектору не нужно советоваться с жителями по каким-то деталям проекта – они не профессионалы. Но поставить жителей в известность – что здесь будет, в принципе – обязательно нужно. Причем, лучше, если это произойдет на как можно более ранней стадии – например, на стадии формирования технического задания, — считают в архитектурном сообществе.

…Активная горожанка Ольга Александрова, рассказывая об опыте создания народного парка «Горка» на Ивановской горке в Москве, объяснила, почему нужно советоваться с жителями, приступая к тому или иному проекту. Именно жители являются хранителями памяти места, они знают, по каким дорожкам и тропинкам здесь ходят, где выгуливают собак, где совершают пробежки, чем знаменито это место и почему нельзя трогать какой-нибудь старый дуб или рассыпающуюся мозаику на торце дома…

 Парк «Горка» на Ивановской горке в Москве, созданный по нициативе местных жителей

Александр Андрианов, руководитель Учебного центра Национального агентства устойчивого развития (НАУР) посетовал, что общественные слушания, к сожалению, превратились в профанацию, в массовку, которую зачастую нанимает девелопер. К сожалению, у нас захирело такое направление, как городская социология, а когда-то мы были в этой науке первыми.

— Горожанину оставлено слишком мало возможностей цивилизованно выразить свою точку зрения, просто нет инструментов, структур. Отсутствуют соответствующие институты гражданского общества. Отсюда конфликты, — резюмировал Александр Андрианов.

А вот, по мнению конфликтолога Игоря Афонина, конфликт – это путь к поиску лучшего решения. Конфликты всегда были и будут, но это, скорее, благо, чем головная боль.

…Участники другого обсуждения — «Город будущего: новый или вечный?» — тем временем, пришли к собственному, достаточно неожиданному, выводу.

Если считать, что все самое новое создается зачастую не на рабочем месте, а в неформальной обстановке, грубо говоря, в очереди у кофе-машины — то тут надо признать, что разработчики новых технологий, архитекторы и экономисты пьют кофе из трех разных кофе-машин. Их деятельность никак не пересекается. Каждый – за себя. И каждый – занимается сугубо своей проблематикой. В этой ситуации город будущего очень сложно спланировать, еще сложнее спрогнозировать. Его можно только ожидать, как дождь или снегопад.

Кому достались «Хрустальный Дедал» и «Татлин»

…Конкурсная программа фестиваля в этом году, несмотря на пандемию, оказалась не менее насыщенной, чем в прежние годы. В соревновательном марафоне традиционно участвовали студенты архитектурных вузов, молодые архитекторы и опытные архитекторы, уже реализовавшие себя в профессии. Итоги подводились по двум ключевым разделам: постройки и проекты.

На церемонии закрытия были награждены лауреаты основного смотра-конкурса фестиваля – «Архитектурные произведения 2018-2020». Обладателем высшей награды «Зодчества-2020» — «Хрустального Дедала» — на этот раз стало ООО «АРХСТРУКТУРА» в составе А.А. Нагавицына, О.А. Рачковской, Н.Н. Соколовой, А.Г. Базуновой, А.В. Суворовой, С.А. Фахри, М.Г. Калашниковой — за строительство школы Wunderpark.

Обладатели премии Владимира Татлина. В центре — глава архбюро «Студия 44» Никита Явейн

Обладателем Премии Владимира Татлина — высшей награды раздела «Проекты» — стало архитектурное бюро «Студия 44» за ИТМО Хайпарк (Н.И. Явейн, А.П. Яр-Скрябин, А.В. Бурдин, Е.В. Коровина, Е.А. Криштопчик, Е.С. Рагозина, К.П. Соколова, А.В. Соловьев, М.В. Фомина, Л.В. Герштейн, Л.О. Циколия, А.С. Кривоносов, М.В. Новоселов, Е.Ю. Валяев, А.М. Земеров, П.А. Пяткин, А.В. Агашков).

Полный перечень отмеченных на фестивале архитектурных работ можно найти здесь 

https://rcmm.ru/press-relizy/51127-podvedeny-pervye-itogi-festivalja-zodchestvo20.html

Елена МАЦЕЙКО

(на фото вверху — вручение главной награды «Зодчества» — «Хрустального Дедала». Справа — президент Союза архитекторов России Николай Шумаков)


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *