Идейная Москва: архитектура как QR-код, дирижабль для доставки еды, сувениры-улыбки и старик Хоттабыч с московской пропиской — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Июн 112021

Идейная Москва: архитектура как QR-код, дирижабль для доставки еды, сувениры-улыбки и старик Хоттабыч с московской пропиской

Идейная Москва: архитектура как QR-код, дирижабль для доставки еды, сувениры-улыбки и старик Хоттабыч с московской пропиской

Идеи обычно витают в воздухе. На этот раз в воздухе  витала «идея идеи».

 

— Мы  долго раздумывали, каким может быть наш следующий девиз? Под каким слоганом пройдет следующая АРХ Москва,- делился на пресс-конфренции, предварящей крупнейшую российскую архитектурную выставку, ее основатель Василий Бычков. — И тут наш архитектурный авторитет Владимир Кузьмин произнес слово «идея».


— Мне хотелось даже некоторой провокации, — признается инициатор выставочного проекта «Луч идей»,  архитектор Владимир Кузьмин. — Подозревал даже, что идей-то у современного поколения, крупных, достойных – и нет! С ними будет некоторая напряженка.

Оказалось, тревожился напрасно. Архитекторы охотно откликнулись на призыв поразмышлять, какими могут быть идеи для Москвы.

— Сегодня идейное творчество наших архитекторов – вот оно, на стендах! А я-то думал, что все существуют в узких рамках каких-то своих, в основном, коммерческих, интересов, — не скрыл Владимир Кузьмин.

Почему идеями столицы стали «Москва в движении» и Девушка с веслом

Проект «Луч идей», в итоге, стал главной достопримечательностью нынешней АРХ Москвы. Чего только не предлагали участники проекта – ими, кстати, стали не только архитекторы, но и литераторы, ученые, философы. Согласитесь, всегда интересно посмотреть на объект (в данном случае им стала красавица Москва) с разных сторон.

 Бюро «Поле-дизайн», специально для проекта «Луч идей. Москва»

Студенты Школы дизайна ВШЭ представили образ Москвы в виде карты, которая растет ввысь, вширь и вдаль, превращаясь в конце концов в QR-код.

Бюро Василия Кулешова предложило образ пустынного города, где среди зданий фланируют «доставочные» дирижабли с едой, лекарствами, интернет-товарами. Образ, естественно, навеян временем локдауна, случившимся в период пандемии.

 Бюро ABD architects. Москва «доставочная»

Участники проекта из Института бизнеса и дизайна решили преобразить Чертаново, своеобразный символ Москвы времен советского модернизма. В свое время это был передовой инновационный район, оснащенный пневматическим пыле- и мусороудалением, крутой по архитектуре. Сегодня Чертаново, к сожалению, пришло в некоторый упадок — среда перестала быть сомасштабной человеку.  Было решено создать многофункциональную реагирующую среду. Придумали уникальный дизайн-код, на основе которого были переосмыслены территории школ, природных зон (пруды) автобусные остановки, входные группы домов, малые архитектурные формы и т.д.

Студенты из МАРХИ предложили идею Сенота – пространства, где можно уединиться в большом городе. Сенот похож на купол, разрезанный пополам. Его можно установить в лесу, в Москва-Сити, на Лубянской площади ( а почему нет?)

А студия концептуального проектирования TIArh из Казани решила пошутить, придумав Сувенирную лавку для Москвы, где можно было найти игру-головоломку «Маршруты московские», диспенсер для скотча «Без(срочный ремонт)» , игрушку-антистресс «Москва резиновая», свечи ароматические «Москва-Сити», зарядное устройство «Зарядье», домино «Пешим ходом», доску разделочную «Парковочная» и так далее.

— Сувенир – самое честное и четкое  отображение значимости объекта, — говорит Владимир Кузьмин. – Люди помнят то, что, действительно, ценно.

Но самыми «высокими» идеями – и в прямом и в переносном смысле – стали идеи художника Олега Кулика, ради которых посреди выставки был воздвигнут «небоскреб» — высотная конструкция из металлических балок  с натянутыми на них холстами.

 Идея для Москвы Олега Кулика. «Москва. Город в движении»

 Идея Москвы. Территория чуда (Старик Хоттабыч)

Автор предложил четыре идеи-картины: «Москва. Территория чуда», «Москва. Город в движении», «Москва. Будущее в прошлом» и «Москва. Девушка с веслом».

  Столица в виде мускулистой Девушки с веслом, конечно, затмила всех. 

Зачем надо записывать рассказы «местных»

Круглый стол «Москва без окраин» логичнее было бы назвать, как раз, наоборот «Окраины Москвы». Потому что он про так называемую локальную идентичность. Это когда ценным становится все, что человека окружает на уровне района, улицы и даже двора. Казалось бы, совершенно незначительные вещи, вроде «…а здесь был киоск, где тетя Маша продавала мороженое», «…а здесь стояла палатка дяди Васи, который чинил обувь», «…а тут блинная, которая работает уже тридцать лет, я сюда ходил еще маленьким» — для жителей этого района становятся какими-то очень ценными и значимыми. С помощью таких «кодов» жители ощущают свою причастность к конкретному пространству, территории.

 Дерево, на которое можно было повесить «квиток» с любым предложением или идеей для Москвы

Музей Москвы задался целью собрать эту народную память, обогатив таким образом портрет Москвы, которая теперь будет «красна» не только Красной площадью, но и тысячами эмоционально-окрашенных воспоминаний о родном городе.

— Вся история про идентичность заключается в том, — размышляет архитектор Олег Шапиро, бюро WOW haus – что человеку важно понимать, почему он здесь живет, и чем его жизнь отличается от жизни соседа. Поэтому в новых районах мы стараемся сделать много слоев разных направлений – парк, сквер, речка, бульвар, событийная площадка, фабрика молодежи. Например, на Шелепихинской набережной для придания идентичности мы использовали арт-объекты. А в Раменках – построили все благоустройство вокруг местных садов.

Локальная идентичность сегодня ценна как никогда, потому что, в связи с пандемией, появилось много людей, которые постоянно находятся на месте, и для них нужна своя инфраструктура, свои центры идентичности.

—  А насколько у самих жителей есть потребность в уникальности, новых смыслах, — задалась вопросом директор Музея Москвы Анна Трапкова.

— Для жителей поселений установление локальных связей становится ключевым, — считает заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко. — Люди не застревают в своих квартирах, а начинают осваивать район, открывают для себя локальные памятники, локальную архитектуру. Городская среда должна предлагать какие-то ценности, позволяющие людям ощутить свою связь с местом.

Что значит быть локальным патриотом, например, Южного Бутова или Таганки? Это значит — не сомневаться в ценности каких-то совсем неочевидных вещей, значимых только для жителя этого района. Например, «…то, что было здесь раньше» – это очень ценный нарратив для местного жителей.

 На одной из дискуссий в зале «Город», посвященных будущему Москвы

Еще одна примета локального патриота – выстраивание пеших маршрутов по неочевидным траекториям: новичок пойдет по улице, местный житель – через пустыри и дворы.

В ближайшее время, возможно, появится «альтернативная» история Москвы, посвященная тому, как шла жизнь десять, двадцать, пятьдесят лет назад не только в центре столицы, но и на ее окраинах.

Что это дает архитектору? Понимание образа города, вектора его развития. 

Образ Москвы от Захи Хадид

В создании образа Москвы заочно поучаствовала и Заха Хадид. И хотя знаменитого архитектора, увы, нет в живых, в ее стиле продолжает  работать бюро ее имени  — Zaha Hadid Architects.

В рамках АРХ Москвы-2021открылась ретроспективная выставка проектов Захи Хадид – как осуществленных, так и по каким-то причинам не осуществленных в России.

Одно из последних зданий, запроектированных бюро Захи Хадид – «город в городе» — это, в полном смысле этого слова, архитектура 21 века. «Текучие» — так характерные для мастера — объемы  перемежаются каплями-капсулами, в которых расположены общественные пространства.

Один из последних суперкреативных проектов бюро Захи Хадид

На открытии выставки Кристос Пассас, исполнительный директор Zaha Hadid Architects, продемонстрировал, как можно совершенно неожиданно «разбить» фасад здания, просто изменяя габариты балконов или высоту окон.

А в проекте комплексной застройки района Рублево-Архангельское – международный архитектурно-градострительный конкурс проводился в рамках московской реновации — бюро предложило уникальное решение, когда дома разной высоты словно закручиваются в воронку. Тем самым обеспечивается необходимая инсоляция района, кроме того, разноэтажность и плавность, в пику высотности и угловатости, более благотворно влияют на человеческую психику.

 Проект застройки района Рублево-Архангельское

В качестве идеи для Москвы бюро Захи Хадид предложило проект Moscow Planet, где  транспортная инфраструктура города растет не только вширь, но и ввысь, образуя в небе целые «транспортные арки». 

 Проект «Планета Москва»

Зачем противопоставлять

Какой же будет Москва, по мнению архитекторов? Какой будет ее идея в отдаленном будущем? Это будет город – кьюар-код  или, наоборот, экогород? Город – промышленный монстр или город- сад? И вообще, будет ли Москва? Не разорвет ли ее от многочисленных прибывающих и желающих в ней жить? А может быть, наоборот, это будет агломерация?

Отчасти ответить на этот вопрос попытались и участники проекта «Антитезы». Командам из именитых и молодых архитекторов – Тотану Кузембаеву, Илье Заливухину, Нате Татунашвили и другим – предложили поразмышлять над противоположными темами: «город – не город», «технология – природа», « развитие-постоянство».

— Создавая будущее, мы что-то уничтожаем, — говорит Тотан Кузембаев. – Не надо увлекаться большими идеями. Идеи должны быть маленькими. Город – это памятник борьбы цивилизации и природы. Хорошо ли это, когда мы все естественное заменяем искусственным?

— Мы много думали над чувством города, над теми эмоциями, которые мы получаем от сложно-сочиненного образа такого города как Москва, — подхватывает тему молодой архитектор Ната Татунашвили. — Мы собирали паттерны, орнаменты, фактуры, геометрию. Стараемся не привносить в среду что-то принципиально новое — наматываем из старого.

Вечные вопросы, которые архитекторы задали сами себе, сконцентрировались в Манифесте нынешней АРХ Москвы. Ответили ли они на эти вопросы в полной мере? Каждый из участников и гостей выставки может судить об этом сам.
Елена МАЦЕЙКО

(на главном фото: Идея для Москвы. Территория чуда)

Кстати:

Архипелаг ГУЛАГ: что будет на месте 17-го барака

Открытием АРХ Москвы стал проект сохранения и развития Соловецкого архипелага, презентованный в рамках выставки. Свою лекцию, специально подготовленную для АРХ Москвы-2021, куратор проекта, архитектор Наринэ Тютчева назвала «Архипелаг НЕГУЛАГ. Повседневность Соловецкого бытования».

На стенде проекта «Архипелаг НЕГУЛАГ»

Когда Наринэ спросили, почему «негулаг», та честно ответила, что ждала этого вопроса. Осознавая всю важность мемориальной части Соловецких островов, с расположенным на ней в прошлом печально известным Соловецким лагерем особого назначения СЛОН, нужно понимать, что Соловецкий архипелаг этим не ограничивается. Это еще и стоянки первых поморов, и длинная история монашества на острове, начиная с основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия. Это, наконец, сам поселок Соловецкий, который нуждается не только в сохранении, но и в развитии – часть его жителей до сих пор живет в зданиях барачного типа.

Именно поэтому недавно был проведен Открытый всероссийский архитектурный конкурс на разработку концепции жилой многоквартирной застройки в поселке Соловецкий. По итогам конкурса было отобрано 9 финалистов, которые предложили оптимальные архитектурные и строительные решения, адаптированные к местной специфике.

Типы застройки, характерные для Соловецкого архипелага

В 2018 году был создан Фонд сохранения и развития Соловецкого архипелага, главным архитектором которого была назначена руководитель проекта «РЕ-школа», эксперт ИКОМОС, аттестованный реставратор Наринэ Тютчева.

— На Соловках присутствуют как бы три компонента: ландшафт, природный комплекс и антропогенное воздействие. Мы попытались упорядочить проектную практику, проведя четкий водораздел между проектами сохранения и проектами развития, — рассказывает Наринэ Тютчева. — На архипелаге все слилось в единый конгломерат: монахи, заключенные, историки, архитекторы. И нужно было выявить точку оценки – «печку»,от которой плясать.

В процессе исследования, по словам Наринэ Тютчевой стало понятно, что здесь надо сохранять не здание, не какой-то природный объект, а пространственный сюжет, обладающий ценными визуальными качествами.

— Сначала мы выстроили визуальные пути и разобрали их на бассейны видимости, — погружает в детали проекта его автор. – Затем выбрали четыре группы пользователей: монашеская община, гости, жители, органы управления. Попытались понять, каковы общие цели и ценности этих четырех групп. Стало понятно, что эта общая цель – сохранение объектов Всемирного наследия.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

 Мемориальная зона будет создана в южной части поселка. Там, где, по свидетельствам очевидцев, находился «17 барак». На самом деле никакого 17-го барака не существовало, их было всего 16. А 17-м называли место расстрела.

…В ближайшее время реставраторы займутся конкретными территориями Соловецкого архипелага – морским фасадом, включающим причал, бухтой благополучия, Святым озером, монастырским хозяйством. Кстати, на Соловках прошли общественные слушания по развитию архипелага. Архитекторы посоветовались с жителями, выслушали их предложения.


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *