После реконструкции павильон Российской̆ Федерации в Венеции вернется к замыслу Алексея Щусева — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Мар 012021

После реконструкции павильон Российской̆ Федерации в Венеции вернется к замыслу Алексея Щусева

После реконструкции павильон Российской̆ Федерации в Венеции вернется к замыслу Алексея Щусева

Москва, 1 марта 2021 года — Команда павильона РФ представила проект реконструкции здания Алексея Щусева в садах Джардини, который разработан молодым российско-японским бюро KASA под руководством студии 2050+. Работы должны быть завершены к открытию XVII Архитектурной биеннале в мае 2021 года.


Бюро KASA, основанное Александрой Ковалевой и Кеем Сато, было отобрано по итогам открытого конкурса комиссаром павильона Терезой Мавикой, оператором павильона Анастасией Карнеевой (Smart Art) и куратором проекта 2020 года Ипполито Пестеллини Лапарелли в сотрудничестве с командой междисциплинарного бюро 2050+ (Джакомо Ардезио и Эрикой Петрилло) и группой российских экспертов.

Павильон РФ в венецианских садах Джардини был построен по проекту Алексея Щусева в 1914 году и уже более ста лет служит представительством российской культуры на Венецианской биеннале. Суть нынешних преобразований состоит в возвращении к первоначальному замыслу Щусева и одновременно в решении целого ряда технических проблем.

Изначально архитектурное решение опиралось на проницаемость выставочного пространства и его окружения: с террасы открывается панорама венецианской лагуны, величественная лестница ведет на одну из главных аллей Джардини, со всех сторон предстают эффектные виды. Но со временем почти все проемы были закрыты, заделаны, загорожены. Проект KASA, разработанный при участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+, обыгрывает историческую многослойность здания и восстанавливает задуманную связь с окружающим пейзажем, что дополнительно подчеркнет заново отстроенный со стороны лагуны выход на террасу.

По замыслу архитекторов, бережная реставрация сочетается с конструктивными изменениями: так появляется возможность временно убирать перекрытия и создавать двухсветное пространство, увеличивая количество естественного освещения. В результате павильон становится более универсальным, пригодным для показа произведений и организации событий самого разного масштаба и формата. Фасаду возвращается его изначальный зеленый цвет: оттенок в точности воссоздан по данным стратиграфического исследования стен.

Тереза Мавика, комиссар павильона РФ: «Реконструированное пространство вновь обретет открытость, прозрачность и доступность в духе оригинального архитектурного замысла Алексея Щусева и непременных требований, предъявляемых к современным культурным институциям. В ближайшие десятилетия павильон примет на себя функции культурного представительства современного искусства России, уверенно выступая каналом международного диалога и обмена идеями».

Анастасия Карнеева, сооснователь компании Smart Art: «Павильон РФ более 100 лет представлял миру современную российскую культуру. Реконструкция позволит выстроить новые пространственные связи и создаст дополнительные возможности не только для экспонирования и производства искусства и архитектуры, но и для плодотворного союза разных дисциплин, традиций и культур».

Ипполито Пестеллини Лапарелли, основатель бюро 2050+ и куратор проекта 2020 года: «Проект KASA исходит из ценности заботы, такта, бережного отношения. Он открывает здание навстречу садам Джардини и лагуне и позволяет выстроить работу павильона на основе принципов взаимодействия и эмпатии. Именно поэтому он и был выбран».

Александра Ковалева и Кей Сато, основатели бюро KASA: «Сочетая реставрацию и трансформацию, наш проект для павильона РФ соединяет между собой прошлое и будущее, лагуну и сады Джардини, культуру и природу. Мы надеемся, что он будет постоянно открыт для всех желающих и превратится в полноценную площадку интеллектуального взаимодействия России и мира».

Реконструкция павильона была начата в рамках проекта Open?, представленного Россией на Венецианской архитектурной биеннале 2020 года. Куратор — Ипполито Пестеллини Лапарелли. Проект посвящен исследованию роли и значения культурных институций во времена глобального кризиса.


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *