Кто проектирует современную Москву — По кирпичику
Всё о строительстве в Москве
Июн 142021

Кто проектирует современную Москву

Кто проектирует современную Москву

Анна Дмитриевна Меркулова – российский инженер, топ-менеджер в сфере проектирования и строительства транспортных объектов. Возглавляет ведущий инжиниринговый центр страны – группу компаний «Моспроект-3». Холдинг проектирует сложные объекты в Москве и за ее пределами, активно внедряя инновационные технологии.


Начало карьеры

Анна Меркулова – продолжатель инженерной династии, выросла в семье горных и военных инженеров. Окончив в 2004 году с отличием Московский государственный строительный университет, последующие восемь лет работала в международном холдинге, специализировавшемся на строительстве транспортных сооружений. Курировала направление автомобильных трасс и развязок, в том числе на Московской кольцевой автодороге. Прошла путь от инженера до вице-президента компании. Портфолио знаковых объектов инженера также пополнили трасса «Москва – Санкт-Петербург» и новое здание аэропорта «Внуково». В 2012 году столичные власти пригласили Анну Меркулову на работу в «Моспроект-3».

 Инженерные и управленческие таланты Анны Меркуловой высоко оценены руководством страны: министр транспорта России Виталий Савельев в 2020 году вручил генеральному директору ГК «Моспроект-3» медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени

Назначение обусловлено важным для столицы событием: мэр Сергей Собянин как раз запускал программы градостроительного развития Москвы. Модернизации требовала транспортная система, включая метрополитен, железную дорогу и городские автомагистрали. Необходимо было, чтобы строительство новых объектов и модернизация старых, запроектированных еще в середине прошлого века, не парализовало жизнь горожан. Такая задача предполагала принципиально новые требования к участникам процесса. Требовались специалисты, легко ориентирующиеся в инновационных технологиях и умеющие внедрять в жизнь новаторские технические идеи. Под руководством Анны Меркуловой «Моспроект-3» стал генератором высокотехнологичных решений в области транспортного строительства.

Из советского института – в лидеры отрасли

Чтобы форсировать городские программы, руководство Москвы приняло решение объединить старейшие проектные институты в единый инженерный центр, предоставляющий полный спектр услуг по проектированию и строительству городских объектов. В него вошли три убыточные на тот момент компании – «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «МНИИТЭП». Анна Меркулова возглавила новый холдинг, получивший название группа компаний «Моспроект-3». Она перепрофилировала работу каждого института, поставив перед его специалистами конкретные задачи. Так, профилем «Моспроект-3» стало транспортное строительство, «Моспромпроекта» – метрополитен, а команда «МНИИТЭП» сосредоточилась на проектировании транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Проектируя ультрасовременный транспортный хаб «Нижегородская», специалисты ГК «Моспроект-3» параллельно совершенствовали российскую нормативно-техническую базу

По состоянию на 2021 год инженерами объединенного холдинга «Моспроект-3» запроектированы 56 станций на Большом кольце, Сокольнической, Замоскворецкой и других линиях метрополитена, при этом расширение столичной подземки по их проектам продолжается. Важной транспортной артерией, разгрузившей город, стало Московское центральное кольцо (МЦК), в проектировании станций которого «Моспроект-3» принимал непосредственное участие. На МЦК были введены в эксплуатацию более 20 современных транспортно-пересадочных узлов, среди которых – флагманский проект компании, признанный крупнейшим хабом Европы ТПУ «Нижегородская». Также по проектам «Моспроект-3» проложены две тысячи магистралей, мостов, эстакад и развязок, возведены жилые микрорайоны со всей необходимой инфраструктурой и другие объекты. С 2012 по 2021 год холдинг получил больше 1000 положительных заключений органов государственной экспертизы, свидетельствующих о высоком качестве выполняемых работ.

В транспортно-пересадочном узле «Нижегородская» сходятся пассажирские потоки двух линий метро, станции МЦК и пригородного железнодорожного сообщения (будущий МЦД-4)

Коллектив и проекты

Большое внимание Анна Меркулова уделяет вопросам профессионального роста и повышения квалификации своих сотрудников. Для этих целей создан перечень образовательных проектов:

  • авторский курс Анны Меркуловой для менеджеров в инфраструктурном строительстве на базе Московской школы управления Сколково;
  • международная программа обучения для тоннелестроителей в сотрудничестве с австрийским университетом TU Graz;
  • корпоративная образовательная программа по изучению проблемы карстовых деформаций и другие.

Анна Меркулова автор более сотни уникальных и эффективных решений для сложных градостроительных проектов. Под ее руководством в компании внедряются новые методики.

Уникальное для современной практики метростроения инженерное решение позволило с минимальным дискомфортом для пассажиров «посадить» станцию «Беломорская» на действующую линию

Например, новаторским для современной истории столичного метро стал метод top down, который позволил «посадить» сверху на действующую Замоскворецкую линию новую станцию без остановки движения поездов.

А при строительстве участка Люблинско-Дмитровской линии возведено ледогрунтовое ограждение для защиты от плывунов. Закрытый способ прокладки под защитой буротрубного экрана и набрызг бетона для удержания забоя, запроектированный для строительства Троицкой линии, позволит уменьшить негативное воздействие на городскую среду и сэкономить на перекладке коммуникаций.

Участок Сокольнической линии в Новой Москве пропустили в створе автомагистрали, при этом станции «Филатов луг» и «Прокшино» запроектированы с помощью технологий BIM. На участке под Калужским шоссе использована еще одна нестандартная технология: трассы уходят в совмещенный метро- и дорожный тоннель шириной 92 метра. Аналогов такому объекту в Москве нет.

Станция «Новомосковская» станет первой отапливаемой наземной станцией в столичном метро: перекомпоновать габаритное оборудование специалистам ГК «Моспроект-3» помогли технологии информационного моделирования (BIM)

Город «в цифре»

BIM-технологии подразумевают создание трехмерных чертежей, которые помимо конструктивной информации содержат данные, необходимые на всем жизненном цикле объекта. Использование BIM-моделирования упрощает процесс строительства и снижает расходы. Технология 3D сканирования помогает вести систему строгого контроля, получая информацию о соответствии строящегося объекта проекту.

«Цифровой» проект коллектива «Моспроект-3» заложен в основу строительства Северного дублера Кутузовского проспекта – новой вылетной магистрали Москвы. Прогрессивная технология оказалась эффективной и при прокладке объектов метрополитена, позволяя уменьшать пятна застройки и экономить на выносе коммуникаций. С использованием трехмерных чертежей сегодня строится Троицкая линия.

За имплементацию прогрессивной технологии команда «Моспроект-3» неоднократно удостаивалась престижного титула BIM-лидер России. А Анне Меркуловой, наряду с множеством отраслевых и городских наград и благодарностей, вручены медали «За строительство транспортных объектов» и «За заслуги перед Отечеством».


Прокоммментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *